Один из старейших петербургских девелоперов, компания «ЛенСпецСМУ», начинала строительный бизнес в Приморском районе. Чем это было вызвано и как изменились условия работы на этой территории, рассказывает президент строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Дмитрий Заренков.
– Почему вы изначально предпочли Приморский район?
– Исторически так сложилось, что с момента образования компании в 1987 году она работала преимущественно здесь. «ЛенСпец-СМУ» создавалось как предприятие Министерства электронной промышленности. Изначально мы должны были строить жилье для сотрудников таких предприятий, как «Позитрон», «Светлана» и др. Помимо жилья возводили и специальные объекты.
По тем временам это должны были быть суперсовременные промышленные комплексы по производству микросхем, электронных компонентов. В этих производственных зданиях был жесткий контроль за температурой, влажностью, содержанием пыли и т.п.
– То есть район не выбирали?
– На тот момент таких критериев не было. Началась перестройка. Средств у Министерства не было, и компанию отпустили «на вольные хлеба», пришлось искать работу самостоятельно. Тогда Вячеслав Заренков собрал группу единомышленников, человек семь, начали прорабатывать первые объекты. Думаю, что и долевой договор придумали в нашей компании. Он занимал одну-две странички.
Эти схемы были чем-то диковинным, многие говорили, что они никогда работать не будут. Наверное, первый построенный по долевой схеме дом — это наш дом в Приморском районе. Когда фирма начала расти, увеличились объемы строительства, мы поняли, что в Приморском районе знаем все лучше, чем в других, здесь сложились взаимоотношения с администрацией и люди к нам уже привыкли.
Когда выросли до определенных объемов, одного района стало мало, начали расширять географию: пошли в Выборгский, Василеостровский, Петроградский, потихонечку добрались до Купчино, Невского района и т.д.
– Чем Приморский район отличается от других?
– Я сам живу здесь, и меня можно назвать его патриотом. На мой взгляд, район очень выгодно расположен. Несложно добраться и до центра, и до курортных мест: Зеленогорска, Сестрорецка, пляжей Финского залива и т.д.
Сложно работать потому, что район самый большой в городе. Его население вместе с административными пригородами — более 600 000 человек (существенная часть от 4,6 млн петербуржцев). С другой стороны, здесь и самый большой спрос на жилье.
– Ваши проекты в Приморском районе чем-то отличаются от других?
– Мы стараемся, чтобы у компании было свое лицо, чтобы наши дома узнавали. Они должны иметь некий характер, индивидуальность, свою архитектуру. Это относится ко всем районам, не только к Приморскому. Спальные окраины обычно застраивают однотипными зданиями-коробками. А люди должны чувствовать себя комфортно там, где живут.
Мы начали обустраивать инфраструктуру вокруг своих домов: кафе, ресторанчики, магазины, торговые комплексы и прочее. И украшать здания. Один из первых таких домов — опять же в Приморском районе, на пересечении Богатырского и Коломяжского проспектов. На нем мы установили шпиль. Его монтировали при помощи вертолета, и это было целое событие.
В центре города нельзя строить высотки. Историческая часть неприкосновенна. А по краям возможны всплески высотности.
Приморский район диктует эти условия. Это хорошее место, и земля здесь довольно дорогая. Чтобы участки приносили прибыль, девелоперам приходится строить весьма плотно за счет высоты зданий.
– За годы вашей работы облик района сильно изменился?
– Я бы не сказал, что кардинально, но он меняется. И, на мой взгляд, к лучшему. Каждый дом приобретает свое лицо, становится узнаваемым. Бывает, слышу, как люди, договариваясь о встрече, говорят: «Давай пересечемся у «Золотой гавани». Это уже не просто рекламное название проекта, а место, которое знают.
Архитектура следует за развивающимися технологиями. Именно они определяют внешний вид зданий. Несколько лет назад никто и помыслить не мог о 25-этажных домах. Сейчас их строят все. Разрабатываются проекты и более высоких комплексов. 20-30 лет назад архитекторы об этом не мечтали. Сейчас абсолютная свобода мысли.
– Как изменилась география застройки района?
– В его центре уже не развернешься, лишь небольшие кварталы можно найти. Хватает территорий, где есть и заброшенные здания, заводы и дома довоенной постройки, например вдоль Приморского проспекта. Есть участки, которые хотелось бы развить. Например, пока стройки обступают «шанхай» южнее проспекта Испытателей.
Там сейчас какие-то склады, хаотичные рынки. Тем более что по Генплану Богатырский проспект должен пробиваться дальше — с выходом на Светлановскую площадь. Интересно было бы заняться территорией Северного завода. Там еще осталось какое-то производство, но многие цеха сдаются в аренду. То есть хочется все же ближе к центру района работать, а не на самых окраинах.
Конечно, нужно развивать и транспортную инфраструктуру. Из такого крупного района есть всего два выезда: переезд у Новой Деревни и виадук на Планерной улице, куда стекаются потоки из Северо-Приморской части и из Каменки. Стараний ГИБДД явно недостаточно. Несколько лет назад у нас были переговоры с железнодорожниками. Обсуждали возможность убрать часть ветки от Ланской до платформы 11-й км.
В свое время она была сделана как резервная ветвь на Выборг. Большинство пассажиров из Зеленогорска и Сестрорецка пересаживаются на метро «Старая Деревня». Железнодорожники без этого участка даже прибыль получат: затраты на его содержание очень велики. Без железной дороги здесь можно будет пробить семь улиц, и выехать в город станет гораздо легче.
– То есть застройщики следуют за инфраструктурой, в том числе и транспортной?
– Это вопрос сложный. Еще надо посмотреть, кто за кем следует. Существует Генплан, где указано, в каких направлениях должен развиваться город. Мы в любом случае его соблюдаем и не можем строить жилье, если предусмотрена промышленная функция. С другой стороны, город немножко от нас отстает: приходится возводить здания там, где еще не проложены дороги, нет метро и т.д. Как только мы начинаем проект, мы выходим на районную и городскую администрацию, чтобы согласовать действия. Где строится дом, должны быть дороги, школы и т.д.
– Жилья в районе строится много, а рабочих мест мало...
– Почему же? Мы участвуем в строительстве завода «Ниссан» в Каменке. Знаю, что ведутся переговоры еще с несколькими предприятиями. Много говорят о развитии производств у КАД. Так что с этим проблем не будет.
– Остаются сложности с социальной инфраструктурой…
– По закону мы должны предусматривать в кварталах всю «социалку». Это городские объекты, и они должны создаваться за счет казны. Построить школу или детский сад для нас никаких проблем не составляет. Главное, чтобы соответствующая статья появилась в городском бюджете вовремя.
– Как обстоят дела с инженерным обеспечением? На большинстве районных строек работают дизельные генераторы.
– Северо-Западная ТЭЦ вырабатывает много электроэнергии. Когда мы начинали строить «Юбилейный квартал», вели переговоры с энергетиками. Выяснили, что у ТЭЦ есть мощности, которые можно использовать, но необходимо проложить несколько километров сетей.
Это даст и тепло, и электричество. Можно дискутировать по поводу теплотрассы, которая идет вдоль железной дороги. Лично мне она не очень нравится. Можно было потратить немного больше денег и убрать ее в землю. Хотя я считаю, что это не поздно сделать и сейчас.
Ситуация с водой, канализацией и теплом сейчас более-менее в порядке. Если нет возможности подключиться к городским сетям, ставим локальные котельные. С электричеством несколько сложнее. Года три назад ТЭЦ не могла использовать лишнюю энергию для города. Она шла куда угодно, но не в Петербург. Надеюсь, что ситуация изменилась.
– Всегда удается найти компромисс с районными властями?
– У нас полное взаимопонимание с главой района. Нас знают, уверены, что мы не подведем. И все вопросы решаются. И это я говорю не потому, что нам еще здесь работать и не хочется портить отношения. В Приморском районе это действительно так.