Законопроект «О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства» правительство передало в Думу. Если создание новой организации пойдет по плану Кремля, через несколько лет земельный супермонстр по капитализации обгонит Газпром.
Для новой структуры вы-брана организационно-правовая форма «фонд». Чем фонд отличается от госкорпорации, не вполне понятно. (Корпорация — в отличие от фонда — Гражданским кодексом не предусмотрена.) По словам главы Минрегиона Дмитрия Козака, «госкорпораций уже и так много». Но по объему полномочий и размаху задач создаваемый ФСЖСР намного превосходит и Ростехнологии, и Олимпстрой, и прочих государственных гигантов. Имущество фонда формируется «за счет… взноса РФ в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков и расположенного на них федерального недвижимого имущества… а также других, не запрещенных законом, поступлений».
Вся переданная фонду земля перестает быть государственной и становится его собственностью. Он может ею распоряжаться: передавать в залог, сдавать в аренду, продавать — под жилую за-стройку, под строительство предприятий для выпуска стройматериалов или под другие цели (в п. 4 ст. 4 значится просто «продажа земельных участков»).
В первоначальном указе президента (о мерах по содействию жилищному строительству) говорилось о неиспользуемых землях РАН, ГУПов и госучреждений; в законопроекте этих ограничений нет. Кроме того, фонд может самостоятельно принимать решения о разделе, объединении, уточнении границ участков.
Критерии, в соответствии с которыми руководство фонда будет решать, целесообразно или нет использует землю то или иное учреждение, законопроект предписывает уточнять ежегодно. Их формированием займется попечительский совет из 11 человек.
В каждом субъекте РФ будет создаваться перечень участков, передаваемых фонду.
Кстати, обратиться к властям субъекта РФ с предложением отдать фонду бесхозный надел может не только любое юрлицо, но и любой гражданин. И власти обязаны в месячный срок такое обращение рассмотреть! И выдать мотивированный отказ или присоединить участок к упомянутому перечню.
Доходы фонда должны перечисляться в бюджет; финансовый план, штатное расписание и зарплаты сотрудников устанавливаются попечительским советом.
По экспертным оценкам и по предварительным данным Минрегиона, никем пока не оспоренным, «земельный банк» фонда может составить от 0,5 до 1 млн га. Землевладельцев такого масштаба в РФ пока нет — рядом можно поставить разве что РПЦ (более 400 монастырей, около 13 000 приходов, данных по участкам нет).
При наличии политической воли можно обустроить очень эффективный конвейер: организация сама определяет, какие участки считать бесхозными, сама их оценивает, «упаковывает» и сама же продает. Это не все: функционеры фонда будут в определенной степени регулировать и состав покупателей.
Причем над владениями фонда реально не будет заходить солнце, потому что госучреждения и ГУПы есть и в Калининграде, и во Владивостоке. Потенциальная стоимость участков, которые может аккумулировать фонд (причем все это — исключительно земли поселений), — $150-200 млрд. (Стоимость Газпрома, входящего в тройку крупнейших мировых компаний, — около $300 млрд.)
Вопрос о налогообложении операций фонда в законе никак не описан.
Депутат Госдумы Галина Хованская сообщила «НП», что относится к формированию фонда негативно — потому что в принципе не считает целесообразным создание госкорпораций.
Г-жа Хованская предсказывает огромное число судебных конфликтов между фондом и теми, кого назначат к изъятию. В Комитете по собственности законопроект еще не рассматривался. На обсуждение Думы документ будет вынесен осенью.
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | №24(508) | 23.06.08 | c.5