В конце прошлого года корпорация «Строймонтаж» заявила об амбициозных планах в сегменте элитного домостроения. В активе застройщика пока лишь один реализованный объект высокого уровня - комплекс «Пятый элемент», готовится к сдаче второй - жилой дом «Монблан». В этом году корпорация намерена начать работы сразу на пяти объектах подобного класса, в разработке - еще несколько пятен. О критериях, определяющих уровень жилья, о предпочтениях обеспеченных петербуржцев, москвичей и парижан, а также о тенденциях развития сектора элитного жилья рассказывает вице-президент корпорации «Строймонтаж» Сергей Цветков.
– Сергей Юрьевич, почему «Строймонтаж» решил усилить свои позиции в этом секторе?
– Работе с гражданами предшествуют маркетинговые исследования. Мы выясняем, в каком месте и какие квартиры предпочитают наши покупатели, что должно быть в доме. Результаты изысканий ложатся в основу наших проектов. В свое время мы реализовали эксклюзивный объект «Пятый элемент», и такого в Петербурге действительно больше не будет. Опыт его создания и продвижения получился позитивным, и это стало первой предпосылкой для развития элитного направления.
Во-вторых, маркетинговые исследования показали, что этот сегмент в ближайшем будущем будет интереснее, чем массовое жилье. Клиенты здесь более платежеспособны и восприимчивы, они в состоянии оценить качественный продукт. Опыт работы компании в Петербурге, в Москве и Париже показывает, что мы в состоянии создать востребованный продукт.
– Но ведь возможности строительства элитного жилья в центре Петербурга практически исчерпаны?
– Элита - не только местоположение, но и то, из чего состоит дом. Исследования показывают, что люди готовы покупать жилье по весьма высокой цене за пределами зон, которые принято считать элитными. Они хотят иметь возможность в домашних тапочках спускаться к бассейну, оставить детей под присмотром, получать прочие блага. То есть дом должен быть наполнен качественной инфраструктурой, необходимой для комфортной жизни.
– На какие основные категории делят жилье в «Строймонтаже»?
– Мы выделяем три группы объектов: А, В и С, в каждой из них есть подгруппы, например В+. Продукты класса А - топовые объекты, такие как «Пятый элемент». Определяющие факторы: место, качество строительства, уровень используемых материалов, инженерных систем и конструкций, продуманность общественных зон, а также идеология дома и последующий сервис, уровень услуг управляющей компании.
Дом класса А - это дом со всеми современными удобствами для жильцов. Диапазон цен в этом классе может составлять в среднем от $8000 до $12 000/кв.м, хотя сегодня есть и более дорогие проекты. Объект с меньшей инфраструктурной наполненностью и менее удачно расположенный мы относим к классу В. Цены - от $4000 до $7000/кв.м.
Верхний уровень класса С - это так называемый комфорт-класс, качественное жилье в спальных районах, которое имеет некоторые элементы инфраструктуры, например бассейны, фитнес-центры, детские комнаты, магазины и пр. В следующем месяце мы начинаем строить первый такой объект на пр. Космонавтов, в разработке - еще два проекта. И если средний уровень цен в классе С - $2500/кв.м, то в таких объектах, позиционируемых нами как С+, - около $3000.
– Вы живете в элитном доме?
– Да, в «Пятом элементе».
– Место, безусловно, уникальное. Какие критерии кроме локации определили ваш выбор?
– Продуманность проекта. Изначально мы уделяли ему много внимания. Мы наполняли дом самыми интересными и передовыми на тот момент находками: свободные планировки, высокие потолки, качественные инженерные системы. Напомню, что тогда это было единственное предложение в городе, где шаг колонн составлял 6 метров. Соответственно на квартиру площадью, например, 200 кв.м приходилась всего одна колонна и пара вентиляционных блоков - полная свобода творчества.
– А какая инфраструктура есть в «Пятом элементе»?
– Проект изначально задумывался как закрытый клубный дом (всего 38 апартаментов), поэтому он возводился без излишеств: на Крестовском острове можно найти все необходимое в пяти минутах езды.
Хотя, конечно, если бы мы реализовывали «Пятый элемент» сегодня, то с высоты накопленного опыта добавили бы инфраструктуры на 500-1000 кв.м. Стоимость услуг управляющей компании была бы выше, но уверен, что жильцы оценили бы.
– Как вы оцениваете развитие элитного домостроения в Петербурге, учитывая опыт работы компании в Москве и Париже?
– В Петербурге элитность дома в большей степени зависит от его местоположения. Если в столице респектабельные объекты можно найти и не в центральных (и далеко не элитных) районах, то и Петербург, и Париж имеют жесткую привязку к локации.
В моем понимании это миф, который мы собираемся развеять в ближайшем будущем. Многие застройщики сегодня позиционируют свои дома как элитные, хотя таковыми они могут считаться только по местоположению.
Чтобы был красивый фасад, качественная инженерия и отделка, грамотные и эргономичные планировки, достойное управление, нужно решиться на дополнительные затраты, но таких комплексов в городе очень мало. Я уверен, что за этим будущее.
Поэтому мы собираемся в ближайшее время вывести на рынок несколько объектов, которые будут считаться элитными не только потому, что они находятся в центре. Более того, мы намерены вывести объекты с такой же серьезной «начинкой» и в тех районах, которые традиционно не считаются элитными.
– Например?
– Это может быть Северо-Приморская часть города. С одной стороны, это просто хороший спальный район. Но там есть все признаки элитности: виды на залив, транспортная доступность - за 10-15 минут по набережной можно добраться до центра, удобный выезд за город - Курортное направление. А после запуска ЗСД до аэропорта можно будет доехать за 20 минут. Это очень важные преимущества.
Вообще в Петербурге ощущается серьезный дефицит предложения элитного жилья, что, в свою очередь, подталкивает рост цен. Стоимость дорогих объектов растет гораздо быстрее, чем в типовом сегменте. По нашим прогнозам, за 2008 год элитное жилье подорожает примерно на 30%.
– В Париже также важна локация?
– Да, есть исторический центр, 16-й округ в частности, где традиционно расположено самое дорогое жилье. Цена здесь определяется исключительно местом, хотя дома не сильно отличаются от строений в менее престижных кварталах по таким параметрам, как высота потолков, метраж и пр.
– А какой там порядок цен?
– В среднем - 12 000-15 000 евро за 1 кв.м, топовые варианты, естественно, дороже. В Москве цены еще выше (начинаются примерно от $15 000) и вряд ли достигли предельных значений, думаю, они будут расти дальше. А мы с некоторым отставанием следуем за столицей, хотя в Петербурге жилье дешевле, чем в Париже.
– Во Франции ваша компания строит элитные объекты?
– Скорее, это комфорт-класс, и именно потому, что в Париже элитность определяется местоположением. Мы строим в городах-спутниках французской столицы, наподобие нашего Петергофа или Сестрорецка. Мы вывели на рынок продукт, которым приятно удивили местных покупателей.
Один из таких комплексов - недалеко от парижского Диснейленда - находится в зеленой зоне, рядом - большой парк, жилье - качественное, в нашей градации - это класс В. Мы сделали квартал без автомобилей: машины на подъезде к нему останавливаются в подземном паркинге, на территорию может проехать только спецтранспорт.
Это наше ноу-хау. Экологичность и в то же время близость к столице (40 минут до центра Парижа) во многом предопределили успех проекта.
– По какой цене продаете там жилье?
– В среднем - 4000 евро за кв.м, хотя жилье аналогичного уровня у наших конкурентов продается по 3500 евро за метр.
– Вернемся в Петербург. Нарисуйте портрет вашего покупателя элитных квартир.
– Облик покупателя обусловлен идеей, которая закладывается в конкретный комплекс. Он во многом определяется тем, насколько сама компания динамична, как она себя представляет на рынке. Наши покупатели - это молодые, амбициозные и состоявшиеся бизнесмены, топ-менеджеры крупных компаний (в том числе и из других регионов).
Как правило, для них это не первая квартира, они четко осознают, что им нужно, хорошо разбираются в продукте. И если нам удается сдружиться с такими клиентами, то наши отношения сохраняются надолго.
– Много ли инвестиционных покупок?
– В элитном сегменте показатель может достигать 15%, в типовых домах эта доля доходила до 30%, но сейчас заметно меньше. Точных данных нет, ибо не все склонны раскрывать цель покупки. Мы оцениваем этот показатель с некоторым запозданием, когда клиент продает свою квартиру - через нас или самостоятельно.
– Как в целом можно оценить планы «Строймонтажа» в элитном секторе?
– Общая площадь находящихся сегодня в разработке объектов классов А и В позволяет осваивать порядка 60000 кв.м в год. Это серьезная заявка для рынка. Выход на большинство площадок планируется к концу этого года.
Одни проекты будут клубного типа - с относительно небольшими метражами, с высоким качеством строительства и минимальной, но продуманной инфраструктурой. Другие более насыщены различными техническими ноу-хау и удобствами для жильцов за счет большей площади комплексов.
Подробности мы огласим после завершения проектирования.