Вячеслав СЕМЕНЕНКО: "Никаких черных списков у нас нет" Все новости
Публикация в «Деловом Петербурге» перечня из 33 строительных компаний, которые работают по 214-му закону и поэтому вправе рекламировать свои объекты, взбудоражила участников первичного рынка жилья. Оставалось лишь гадать, по каким причинам в список не попали многие крупные и уважаемые девелоперы. Коллеги из «ДП» приводили данные со ссылкой на Комитет по строительству. Мы попросили прокомментировать ситуацию его председателя Вячеслава Семененко.
Когда я весной 2008-го пришел на эту должность, комитет поставил целью примерно за год перевести весь городской рынок строящегося жилья на работу по 214-му закону. Мы прекрасно понимали, что сделать это в сжатые сроки физически невозможно. Хотя бы потому, что регистрация первичного пакета документов занимает несколько месяцев, и, если бы застройщики начали массово обращаться в ФРС, это вряд ли ускорило бы процесс.
Сейчас он идет планово, и я считаю, что к марту практически все стройки, находящиеся в активной фазе, будут идти в рамках 214-ФЗ. Список компаний, которые стали работать по этому закону, за последний квартал пополнился еще шестью фирмами.
Хотя по сути мы ведем перечень не по застройщикам, а по конкретным объектам. Нет «черных» и «белых» компаний: у одной фирмы могут быть дома, строящиеся как в рамках 214-го, так и нет.
Подчеркиваю, эти сведения мы собираем в режиме мониторинга, чтобы держать руку на пульсе рынка, а не для принятия каких-либо управленческих решений, запретительных мер и т.п. Мы охотно предоставляем эту информацию как в органы власти, так и по запросам СМИ, чтобы стимулировать застройщиков к более активным действиям.
Сам перечень постоянно корректируется. В него мы включаем только объекты, по которым компании заключают договоры долевого участия с гражданами. Однако есть еще и застройщики, например холдинг «Эталон–ЛенСпец-СМУ», использующие кооперативную схему. Она тоже предусмотрена 214-ФЗ.
Кроме того, этим законом не обязаны руководствоваться фирмы, получившие разрешение на строительство до его вступления в силу. Мы не настаиваем, чтобы застройщики переоформляли договоры в соответствии с требованиями закона, если их дома близки к завершению. На этой стадии основные риски, которые несут дольщики, уже, как правило, миновали, а регистрация документов в ФРС только задержит оформление прав граждан на квартиры и создаст нервозную обстановку на объекте.
Принципиально иная ситуация, когда фирма привлекает средства дольщиков, не имея разрешения на строительство или располагая так называемым разрешением на изменение благоустройства, которое позволяет проводить на участке подготовительные работы, исследовать геологию и т.п.
Антимонопольная служба однозначно трактует такие продажи как незаконную предпринимательскую деятельность. Запрет на рекламу касается именно этих объектов: ведь разрешения на строительство нет, а предметом договора с дольщиком является именно стройка. Еще раз обращаю внимание: это запрет на рекламу конкретных объектов, а не компаний как таковых.
Комитет на сегодня не располагает сведениями обо всех стройках, которые идут без соответствующих разрешений. Эту информацию аккумулирует Служба государственного строительного надзора и экспертизы. Мы же отрабатываем конкретные адреса, как правило, по запросам граждан или заинтересованных организаций. В частности, такая ситуация возникла по одному из объектов компании ЛЭК в Калининском районе. Мы среагировали оперативно, к разбирательству подключились прокуратура и УФАС, продажи были запрещены. По моей оценке, таких новостроек в городе не больше десятка.
Проблема в том, что эта информация до сих пор не находится в открытом доступе. Отсюда и возникают всякие «тайные» списки. В ноябре мы рассчитываем запустить совместно с Союзом строительных организаций и объединений отраслевой информационный портал, где можно будет почерпнуть сведения о конкретных компаниях, о наличии у них допусков и разрешений на строительство. Тогда исчезнет сама почва для слухов и домыслов.
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 44(578) | 09-11-2009 | c.5