Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы и Комитет по строительству заявили, что с ноября будут карать застройщиков за публикацию неправильной рекламы.
Какими карами и кому именно грозят — пока неясно. Руководитель УФАС Олег Коломийченко сначала вроде бы заявил о запрете рекламы группы ЛЭК. Затем он уточнил свое высказывание: запрет будет относиться ко всем застройщикам, которые рекламируют объекты, не имеющие разрешения на строительство.
Недавно на Жилищном форуме специалист УФАС Наталья Плошкина разъясняла собравшимся: за каждый «нелегитимный» рекламный модуль (неважно — строчка или полоса) — с издания штраф 40 000 рублей. В Комитете по строительству пояснили: речь идет о фирмах, нарушающих требования 214-ФЗ.
На сайте УФАС вывешена памятка рекламодателям и издателям (см. врезку). Чтобы реклама была легитимной, необходимо предъявить в рекламный отдел СМИ не только копию разрешения и ссылку на проектную декларацию, но и копию первого договора с первым дольщиком, зарегистрированного в ФРС. (Интересно, откуда он возьмется, если рекламы еще не было?) Правда, в этой же памятке уточняется: запрет не относится к ЖК, ЖСК и ЖНК, привлекающим деньги граждан для строительства жилья. Что делает категоричный запрет каким-то расплывчатым.
Коллеги, судя по всему, тоже в затруднении. В популярном деловом издании в первом абзаце написали: с ноября запретят. А во втором — одновременно Комитет по строительству разместит список компаний, рекламирующих свои объекты без нужных документов. Так все-таки: «запретят» или «разместят список» и скажут «ай-ай-ай»? Это ведь не одно и то же.
По данным администрации, сегодня в Петербурге 35 компаний на 70 объектах заключают с гражданами договоры долевого участия и регистрируют их в ФРС. Всего в городе строится 199 домов. Сколько из них получили разрешения до вступления в силу 214-ФЗ, сколько возводится по кооперативной схеме — неизвестно.
Недавно на «круглом столе», посвященном 214-му закону, мы напрямую спросили специалистов комитета: «Кооперативная схема» — это нарушение закона или нет? Нам ответили: «Нет». Но и в список законопослушных «кооперативщиков» не включают (подробнее см. «НП», №39/2009). Между тем ЖСК создаются на объектах таких серьезных компаний, как «ЛенСпецСМУ», ЦДС, «Пионер» и др.
По просьбе «НП» юристы Петербургской коллегии адвокатов проанализировали пакеты документов таких ЖСК. Вывод: документы соответствуют требованиям 214-го закона. И ни публикация декларации, ни даже разрешение на строительство для продажи паев в кооперативе, созданном на конкретном адресе, не обязательны.
То есть город может не любить каких-то застройщиков, выставлять ДДУ и регистрацию в ФРС обязательным условием получения госзаказа, но запретить рекламу, которая напрямую закон не нарушает, все же проблематично.
Если дело дойдет до судебных процессов, нас ожидает много интересного. Как расценивать имиджевую рекламу объектов («Знакомься, Моцарт, это Вена!» — проект «Семь столиц»)? По какой статье числить многочисленные «текстовые» выступления руководителя ЛЭК Павла Андреева (он ведь просто рассуждает о рынке и уверяет, что «все стройки работают»)? Будут ли привлекать к ответственности провайдера за размещение рекламы на сайте компании-застройщика?
И зачем вообще бороться с рекламой — если продажи нелегитимны — запретите реализацию квартир, и все.
Впрочем, время такое, что жесткой санации рынок может и не пережить. Скорее всего, дело ограничится «показательной поркой» двух-трех отъявленных нарушителей. Затем в дело пойдут «список отличников» (работающих строго по закону) и «список двоечников» (нарушающих, но без криминала). А основная часть застройщиков останется в «серой зоне». Где они, впрочем, и сейчас пребывают.
«Памятка» для СМИ, опубликованная на сайте УФАС
При заключении договоров на распространение рекламы строящегося жилья СМИ обязаны требовать от рекламодателей следующие, надлежащим образом заверенные, копии документов:
1) свидетельство о регистрации права собственности или права аренды на земельный участок;
2) разрешение на строительство объекта недвижимости по указанному в рекламе адресу;
3) документ, подтверждающий опубликование в СМИ… проектной декларации;
4) зарегистрированный в установленном порядке договор, заключенный застройщиком с первым участником долевого строительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием денежных средств физических лиц жилищными накопительными кооперативами.
Дмитрий Синочкин
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 42(576) | 26-10-2009 | c.5