Компания Ruukki представила типовой проект 16-этажного жилого дома, собранного на основе металлоконструкций. Одно из первых таких зданий может быть построено в Петербурге.
Проект «Т-16» разработан специально для российского рынка. По словам Сергея Чернышева, генерального директора российского подразделения Ruukki, до сих пор в нашей стране не было серийного производства многоквартирных домов из металла.
Их выпуск наладят на предприятии в Обнинске. Раньше компания Ruukki не занималась жильем. Основная ее продукция — индивидуальные комплекты зданий для промышленно-складского и коммерческого строительства. Выйти в новый сегмент рынка она решила несколько лет назад.
«Мы участвовали в строительстве 17-этажного дома в городе Дагомыс близ Сочи. В этом здании вместо железобетонного каркаса был смонтирован стальной, что дало выигрыш в сроках, стоимости, трудоемкости работ, — рассказывает Александр Павлов, руководитель направления «Жилищное строительство» компании Ruukki. — В прошлом году выпуск таких домов решено было поставить на поток».
Мощность линий позволяет строить до 500 000 кв.м жилья в год. «Мы адаптировали существующую технологию под производство жилых каркасов, поэтому не пришлось закупать новое дорогостоящее оборудование», — уточняет г-н Павлов.
В основе конструкции — металлический каркас на болтовых соединениях. Для устройства наружных стен предлагается использовать вентилируемые фасады. Варианты отделки могут быть самыми разными. Межэтажные перекрытия — композитные, той же прочности, что и обычные железобетонные. Ориентировочная стоимость готовой коробки дома составляет 27 000 руб./кв.м.
«Впрочем, точно назвать ценник можно будет только после реализации пилотных проектов. Сейчас мы ведем переговоры с тремя застройщиками, в том числе с одной питерской компанией, назвать которую пока не можем. Но вероятно, что именно в Северной столице появится один из первых типовых металлических домов, — комментирует Александр Павлов. — Производство каркаса на заводе занимает около двух месяцев, на его сборку уходит три-четыре месяца. То есть полностью строительство займет около года. Добиться таких результатов с помощью других технологий практически невозможно. Надеемся, что во время кризиса наши решения вызовут особый интерес».
В целом идея не нова. Но в России, по данным Ruukki, дома на основе металлокаркасов строятся в основном в Сибири. «Наши решения отличаются технологическими новшествами, которые упрощают весь процесс сборки, например удобными болтовыми соединениями», — говорит Александр Павлов.
Переквалифицироваться в застройщика Ruukki не собирается (хотя ее представители и не исключают, что на собственные средства будут реализованы отдельные проекты). Основная функция ограничивается поставкой комплектующих, адаптацией проекта к местности и предоставлением услуг шеф-монтажа.
Петербургские строительные компании заинтересовались проектом «Т-16», однако в своих оценках очень осторожны.
«НП» досье
Компания Ruukki (это ее маркетинговое имя, полное название — Rautaruukki) основана в Финляндии. Сейчас фирме принадлежат три завода на территории нашей страны: в Петербурге, Обнинске и Балабаново. После того как несколько лет назад компания приобрела за 125 млн евро крупнейшего российского производителя строительных металлоконструкций — фирму «Венталл», она стала лидером в своем сегменте рынка.
Мнения экспертов
Александр ЛЕЛИН,
генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест»:
– Такое решение имеет право на жизнь, тем более что существует богатый опыт использования металлоконструкций в строительстве зданий административного и делового назначения. Но, как и при реализации любого нового проекта в жилищной сфере, возникнут большие сложности, связанные в основном с согласованием.
Несмотря на то что в других регионах есть опыт возведения жилых зданий на основе металлокаркаса, он единичен и, как любой «штучный» проект, скорее всего, ресурсоемкий. Это связано с отсутствием налаженного производства всей номенклатуры металлоизделий и необходимостью индивидуального подхода к проектированию.
При внедрении новой технологии необходимо учитывать особенности региона, например климатические условия, а также требования контролирующих организаций к таким характеристикам, как влаго- и огнестойкость, несущая способность и др. Все эти параметры должны пройти многочисленные испытания и получить соответствующие согласования. Запуск пилотных проектов займет много времени и потребует больших ресурсов. Так что очень сложно судить о том, насколько строительство по этой технологии будет дешевле и быстрее.
К тому же оценить качество квартир можно лишь после того, как дома на основе металлокаркаса будут построены, заселены и обжиты. Будут ли они конкурентоспособны на рынке, зависит от множества факторов: от способов защиты металлокаркаса и его совместимости с другими материалами до влияния магнитных полей на самочувствие людей, которые будут там жить.
Ольга ТРОШЕВА,
заместитель директора консалтингового центра «Петербургской Недвижимости»:
– Сама технология, несомненно, интересна хотя бы тем, что уменьшается срок возведения дома. Однако при продаже застройщик может столкнуться с проблемами. Первая — это недоверие потребителей. Например, на загородном рынке клиенты долгое время относились с предубеждением к панельно-каркасным технологиям.
Сейчас его удалось преодолеть, поскольку заказчик понял: такой дом реально дешевле, чем традиционный кирпичный. Впрочем, сомнения покупателей небеспочвенны. Не известно еще, как поведет себя металлическая конструкция в нашем влажном климате, насколько металл подвержен коррозии и т.д.
Для реализации такого проекта нужно провести ряд серьезных маркетинговых мероприятий и придумать необычную концепцию продвижения, что, конечно, требует денег.
Роман Денисов
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 14(548) | 13-04-2009 | c.19