Покупатель, возмущенный агентскими комиссионными в 23%, подал жалобу в Комиссию по правам потребителей и профессиональной этике Ассоциации риэлторов Петербурга и ЛО. Ответчик состоит в АРСПб, которая рекомендует своим членам брать с клиентов не более 8-10%.
Дмитрий Суздальцев в феврале обратился в агентство «Александр» с просьбой подыскать ему жилье в Ленобласти. Агенты компании подобрали две комнаты в коммунальной квартире в поселке Черная Речка Всеволожского района общей стоимостью 1,6 млн рублей. Стороны подписали договор об оказании услуг; в документе значилось, что «стоимость услуг агентства входит в стоимость недвижимости, указанной в договоре».
Во время нотариата покупатель обнаружил, что в договоре купли-продажи значится куда меньшая сумма — 1,3 млн. Агент пояснил, что разница — это и есть вознаграждение компании. Сделка в итоге состоялась, однако клиент фирмы не может отделаться от ощущения, что его «ввели в заблуждение относительно цены объекта» и что вознаграждение посредника в 300 000 рублей «необоснованно завышено». Есть у него и другие претензии к агентству. Г-н Суздальцев оценивает работу агентов по своей сделке не более чем в 50 000 рублей (т.е. 3,8%) и в качестве компенсации требует вернуть ему разницу — 250 000 рублей.
С юридической точки зрения агентство ничего не нарушило: клиент сам согласился заплатить за объекты и услуги определенную сумму. Однако комиссионные в 23% никак не вяжутся с 8%, которые уже три года рекомендует своим членам Ассоциация риэлторов СПб и ЛО, и даже с 10% «для сложных сделок» (более того, прошлой осенью из-за снижения платежеспособного спроса АРСПб понизила рекомендуемую таксу до 4-6% — см. «НП», №48/2008). А ведь Ассоциация, советуя петербуржцам обращаться в агентства, состоящие в АРСПб, делает упор именно на единые стандарты.
На этой неделе юристы компании представят комиссии свои доводы по этому делу. В разговоре с «НП» руководители фирмы дали понять, что обвинения со стороны г-на Суздальцева считают необоснованными.
«Нормы АРСПб и ЛО носят рекомендательный характер и относятся ко вторичному рынку квартир Петербурга. Данный объект приобретался в Ленобласти, а норм по ставке вознаграждения для сделок с загородной недвижимостью в нормативах Ассоциации нет. Считаю, что своими жалобами клиент пытается улучшить параметры сделки после ее завершения. Все договорные отношения с ним завершены и закрыты актами сдачи-приемки работ», — поясняет Сергей Сосновский, генеральный директор агентства недвижимости «Александр». (Заметим, что в профессиональных стандартахАРСПб и ЛО, доступных клиентам на сайте Ассоциации, в пункте 3.1.7, где говорится о размере комиссионных, нет разделения на «городские» и «загородные» сделки.)
Подобные договоры (когда комиссионные включены в итоговую цену объекта, но не конкретизированы для покупателя) на рынке были всегда, хоть и не применялись широко.
Другие риэлторы неоднозначно оценивают такую практику. «Обычно к ней прибегают компании, не состоящие в профессиональных объединениях. Прежде чем выбирать агентство, советую прислушиваться к рекомендациям. Наши клиенты-покупатели изначально в курсе, какой процент пойдет на оплату риэлторских услуг. Кстати, в данной ситуации продавец тоже, можно сказать, пострадал: он недополучил существенную сумму за свой товар», — говорит генеральный директор агентства «Петербургская Недвижимость» Сергей Дроздов.
«По такой схеме работали маклеры и фирмы-однодневки. Стандартные комиссионные по сделке сегодня составляют 4-10% в зависимости от сложности. В отдельных случаях могут быть отступления как в большую, так и в меньшую сторону. Вознаграждение агентства — всегда предмет торга. Припоминаю, что как-то мы запросили около 20%, но по очень сложному случаю (с судебным разбирательством по объекту). Но в то же время можем согласиться сопровождать сделку за 2-4%, если, например, покупатель и продавец сами нашли друг друга. Если комиссионные завышены, а у клиента еще есть и претензии к качеству услуги, конфликта не избежать», — делится наблюдениями Юрий Воробьев, директор Петроградского отделения АН «Адвекс».
Коллеги из АН «Динас», напротив, заняли сторону агентства. «Продавец и покупатель согласились на определенные условия, и точка. Ведь когда мы покупаем продукты, то не пытаемся выяснить, какой процент «накрутил» магазин. Риэлторская деятельность не регулируется государством, поэтому объем комиссионных компании вольны устанавливать по своему усмотрению. Это чисто совдеповский подход — когда человек лезет в доходы других. Если ко мне придет агент с 23%-й накруткой и покупателем, готовым эти деньги заплатить, дам зеленый свет. Думаю, такие схемы проскакивают в подавляющем большинстве агентств, особенно на растущем рынке», — считает Юрий Сергеев, генеральный директор агентства «Динас».
Мнение «НП»
АН «Александр» — один из ветеранов Ассоциации риэлторов, которая уже не первый год при любой возможности пропагандирует «игру по правилам»: стандарты работы, сертификацию и т.п. Либо сами стандарты весьма относительны и гибки, либо в кризис следовать им становится труднее.
Галина Стащак
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 14(548) | 13-04-2009 | c.11