Cовет по культурному наследию намерен создать регламенты по строительству мансард в исторической части Петербурга.
По мнению профессора Академии художеств Андрея Пунина, Петербург болен мансардоманией. При этом, похоже, болезнь хроническая. По крайней мере, удачных примеров строительства мансард эксперты предъявлять не стали, а попытались как-то сгруппировать неудачные.
Получилось, что Петербургу не к лицу двухэтажные мансарды, надстройки на классицистических зданиях, а также те, что выравнивают рваную линию застройки. Как добавил руководитель «Студии-44» Никита Явейн, в категорию неуместных стоит отнести и варианты, сделанные вроде бы и под «правильным» углом — в 30 градусов, но с очень большой плоскостью — до 10 м. Они создают эффект бесконечного дома, что абсолютно не соответствует петербургской традиции.
Зам. председателя Совета по культурному наследию Борис Кириков также считает петербург¬ский опыт мансардостроительства по преимуществу негативным. Но поскольку осваивать захламленные чердаки в центре города все-таки нужно, то тема будет развиваться. А потому необходимо ввести ее в какое-то регламентированное русло.
По мнению председателя КГИОП Веры Дементьевой, все работы следует вести в пределах исторических габаритов зданий. По крайней мере, именно эта норма прописана в режимах охранных зон — документе, который прошел второе чтение в ЗС. Что же касается неисторических зданий в центре, то их надстройка возможна, но не выше соседних.
Правда, у некоторых членов совета возникли сомнения, как будет действовать эта норма при том, что у КГИОП нет полномочий согласовывать проекты строительства и реконструкции рядовых зданий в охранной зоне.
Предметом пристального рассмотрения на совете стала мансарда, которая сооружается на доме 37 по наб. р. Мойки и вокруг которой разгорается настоящий скандал. На появление этой диссонирующей с невысоким окружением надстройки обратили внимание члены Всероссийского общества по охране памятников, а также специалисты Государственного Эрмитажа, которые запросили КГИОП о правомерности происходящего.
«Это вопиющая ситуация, — уверен директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Сначала нам пришел ответ из КГИОП, что все идет в рамках закона. Но прямо у Дворцовой площади нарушаются все моральные правила городской эстетики: устроена платная парковка, которая вытесняет отсюда туристические автобусы, а весь облик дома 37 — с его витринами, вывесками и строящейся мансардой! Я направил письмо губернатору Валентине Матвиенко с просьбой разобраться в ситуации. Как показывает опыт с домом Лобанова-Ростовского, где частично разбирают конструкции кровли, все можно изменить».
Зам. председателя КГИОП Алексей Комлев подтвердил, что сооружение мансарды на этом доме, который принадлежит компании «Росстро», идет без нарушений законодательства, и единственный способ его остановить — судебное решение. Но где веские правовые основания? Совет не смог принять внятного решения по этому адресу и решил еще раз вернуться к этому проекту. А регламент для мансард все же разработать.
Елена Кузнецова
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 50(534) | 22-12-2008 | c.8