Эксперты полагают, что кризис понизит средний комиссионный процент за риэлторские услуги. И приблизит нас к «американской модели», по которой всю комиссию принято взимать с покупателя.
Ассоциация риэлторов Петербурга приняла новые рекомендации по комиссионному вознаграждению, уменьшив его с 6 до 4%. Последние полтора-два года риэлторам все сложнее было договариваться о разделе комиссионных. В результате в городе сформировалась практика взимания платы и с продавца, и с покупателя.
В одних компаниях подбор варианта оценивают в 4% от суммы сделки (в «Адвексе», «Петербургской Недвижимости», «Бекаре» и др.), другие согласны работать и за меньший процент. «Нередко к нам обращаются клиенты, которые присмотрели несколько подходящих вариантов и хотят, чтобы мы организовали просмотры и вели сделку.
В этом случае логично говорить о 3%. Если вариант уже выбран, можно снизить прайс до 2%. А если и переговоры проведены, можно ограничиться и 1%», — говорит генеральный директор АН «Невский простор» Александр Гиновкер.
Распространена также практика фиксированной платы. В «Экотоне» с покупателя попросят 25 000 рублей (еще полгода назад — 50 000), в «Динасе» и сегодня поторгуются за 50 000 (весной эта услуга оценивалась здесь в 100 000 рублей). С продавца в разных компаниях берут примерно одинаково — по 3-5% от стоимости объекта. Если (как часто бывает) клиент выступает и покупателем, и продавцом, комиссионная арифметика становится куда сложнее.
Суммарное вознаграждение в этом случае, как правило, составляет 5-6% (в «Адвексе» стараются выдерживать 8%: по 4% с покупки и продажи, но если компании удастся договориться о разделе комиссии с агентом продавца, то с покупателя могут и вовсе ничего не взять).
Не редкость, когда фирма, чтобы замкнуть цепочку, одну из сделок проводит без комиссии или за мизерный процент. Имеет значение и сумма сделки. В операциях с комнатами 8-10% с продавца — обычное дело, за меньшую плату работать неинтересно. За дорогие квартиры, напротив, просят поменьше (если продают объект за $1 млн, то и 3% считается удачей).
Если суммировать мнения опрошенных «НП» специалистов, в среднем траты клиента в ближней перспективе сократятся. Все охотнее, и это подтверждают все эксперты, сегодня делятся комиссионными агенты продавца: покупатели в дефиците.
Горожане чаще стали прибегать к самостоятельному поиску варианта. Если бы раздел комиссии закрепился в правилах делового оборота, у граждан уже не осталось бы столь веских финансовых причин просматривать базы данных: в любом случае они платили бы сумму, обозначенную в рекламе.
Правда, размер взимаемых с продавца сборов должен оставлять возможность дележа: если обслуживающая его компания заложила в цену предложения 3-4% комиссии, делить будет нечего.
Дмитрий Сперанский
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 48(532) | 08-12-2008 | c.12