В Петроградском районе обсуждали Правила землепользования и застройки. В помощь сотрудникам милиции, присутствовавшим в зале, придали членов «Петроград-ской ДНД»; обошлось без драки, хотя и пользы от мероприятия было мало.
С 2005 года, когда чиновники впервые вынесли на суд общественности новый вариант Генплана, мало что изменилось. Большинство присутствующих граждан не до конца понимают, о чем идет речь. Чиновникам удается удержать их внимание в лучшем случае около часа, затем слушания превращаются в балаган. Обсуждения в Петроградском районе не стали исключением. Граждане жаловались на застроенные садики, плохое состояние жилья.
«Снесите аварийный дом на Малом проспекте — мимо него ходить страшно», — говорили одни. «Не надо его трогать, — заявили жители соседних с «аварийкой» домов, — на плывуне стоим, снесут — и наши развалятся».
«На углу Рыбацкой и Малого проспекта собираются строить банк. Нам не нужны банки. Трудовому народу нужны садики», — твердили одни. «Сделайте так, чтоб во дворах машины не ставили — дышать нечем», — просили другие. «А у нас газон второй год не могут восстановить», — жалуются третьи. Внятных предложений по корректировке правил для конкретного участка от обычных граждан было не добиться. Хотя чиновники всем пообещали учесть их предложения.
На слушаниях неизменно присутствуют представители инициативных групп и общественных объединений. Время от времени некоторые из них предлагают обоснованные поправки в Правила. Но чаще обвиняют разработчиков в нарушении законов и других нормативных актов. Иногда эти обвинения довольно убедительны.
Многие из граждан выступают эмоционально, начинают издалека, даже анекдоты вспоминают. Время, отпущенное на вопрос, заканчивается, микрофон выключают, поднимается новая буря общественного негодования. Порой создается впечатление, что ответы гражданам и не нужны. Людям просто нужно выговориться. И это не вина разработчиков ПЗЗ, что горожане вываливали на них все нерешенные проблемы.
Однако в Петроградском районе задавали и актуальные вопросы. Например, почему границы зон охраны памятников в правилах есть, а режимов охраны (т.е. как и что именно охранять) — нет. Чиновники обещали, что эти нормы утвердят отдельным законом. Встал вопрос и о высотном регламенте: еще в августе, на первых слушаниях в Адмиралтейском районе, регламент обещали показать через две недели, но его до сих пор нет.
Кто-то из присутствующих выявил разногласия между Генпланом и Правилами по функциональному назначению конкретного квартала — техническую ошибку обещали устранить. И все же кпд таких обсуждений остается удручающе низким.
Андрей Некрасов
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 36(520) | 15-09-2008 | c.7