Юрий Осипов: "Всех, кто хочет строить высотки, приглашаю к нам" Все новости
Приморский район, наверное, первая городская территория, испытавшая на себе все плюсы и минусы массового строительства. Он же остается одним из лидеров по объему возводимого жилья. О том, как живется новоселам среди стройплощадок, как найти общий язык с застройщиками и как не превратить район в спальный, мы беседуем с главой районной администрации Юрием Осиповым.
– Юрий Львович, масштабное строительство — это благо или оно приносит больше проблем, чем пользы?
– Развитие района целиком зависит от строительства. На протяжении последних семи-восьми лет мы на первом месте в городе не только по количеству сданных объектов, но и по их площади. Лидером район был и в 1990-е годы. Когда началась перестройка, в подходе к развитию территорий были заложены принципиальные ошибки. Объекты возводились только за счет инвесторов, выбирались лучшие куски земли.
Город же не мог строить необходимого количества инфраструктуры. В результате за десять лет наметился дисбаланс: жилья много, социальных объектов нет. Чтобы его снять, вышло постановление правительства, в котором предусмотрено создание детских садов, школ, поликлиник в срочном порядке. Если в советские времена в одном районе больше четырех детских садов не строили, то в прошлом году мы построили пять. Не все с нуля, под некоторые реконструированы школы. В этом году планируем открыть еще пять детских садиков, а получится — и шесть.
Возвращаясь к вопросу: строительство — это, конечно, хорошо. На протяжении почти десяти лет население района прирастает на 15 000-18 000 человек в год. Приморский — единственный район, где это происходит не только благодаря рождаемости, но и за счет переселенцев — как петербуржцев, так и жителей других городов.
– Когда удалось уравновесить ввод жилых и социальных объектов?
– Я думаю, последние четыре года. С 2007-го по 2011 й на территории района должно быть построено 246 зданий. Это примерно 3 млн кв.м. Пустующих квартир нет: в течение года заселяются все новостройки. Сейчас идет активная застройка Северо-Приморской части, Коломяг и Каменки. В проектах этих кварталов уже предусмотрена вся необходимая инфраструктура.
– Как управляетесь с таким количеством стройплощадок?
– Сейчас у нас 87 объектов активного строительства. Это 87 заборов, 87 потенциальных поставщиков мусора. Контроль, конечно, необходим. Приходится следить за выезжающим с площадок автотранспортом. Как правило, материалы завозят в вечернее время, а утро для нас начинается с отмывания улиц от грязи. Жители жалуются на ночной шум со стройплощадок. Если это новый квартал, еще ничего, а если сложившаяся застройка, то гораздо сложнее. Некоторые дороги опять же приходится делать только в «черновом варианте» — чтобы большегрузные машины их моментально не уничтожили.
Ну и представьте, что на 87 стройках работают гастарбайтеры. Это тоже нагрузка и на поликлиники, и на магазины, и на милицию.
– Как обстоят дела с инженерной обеспеченностью района?
– Сложностей с горячей и холодной водой нет. А вот с электричеством — есть. В этом году открыли Ланскую подстанцию, но к моменту ее запуска все мощности уже были разобраны. Нужно срочно реконструировать Коломяжскую подстанцию. Думаю, что в течение двух лет мы это сделаем. Окончательное решение еще не принято, но мы настаиваем на ее вводе в 2010 году. Иначе стройка может замереть: домов все же наставят, но людей нельзя заселять, пока электричество по временной схеме, хотя бы потому, что лифты не работают.
– Как-то еще можно решить извечную проблему нехватки электричества?
– Я думаю, должен прийти конец монополии на этом рынке. Мое личное мнение — нужно разрешать строить коммерческие подстанции. Одну из таких сооружает инвестор («Кловер групп». — «НП») на территории Северного завода. На мой взгляд, это очень удачный инвестиционный проект. Вложения, конечно, большие — несколько миллиардов рублей.
Но иного выхода нет: насколько я знаю, все мощности уже выбраны, а работы на стройплощадке еще только начались.
Мы же разрешаем строить частные поликлиники. Например, частная стоматология решила многие проблемы.
В нашем районе сейчас строится частный роддом — огромный медицинский центр. Есть еще несколько инвестпроектов такого профиля. Коммерческая медицина высокого уровня — для кого-то бизнес, а для нас благо. Есть, например, коммерческие организации, которые ухаживают за инвалидами. Они берут на себя функции государства, и их надо поддержать не словами, а деньгами.
– Частные клиники и детские сады уже могут составить какую-то конкуренцию бюджетным или обеспечить потребности района?
– Нет, пока их недостаточно. Это другой уровень инвестиций. Нельзя по команде начать строить коммерческие больницы. Но сейчас интерес появился. Чиновникам совать нос в бизнес не нужно. Он сам все посчитает.
– Одной из основных проблем района остается транспортная. Он практически зажат между двумя железнодорожными ветками…
– Мы уже расширяем Приморский проспект — это очень дорогостоящий проект. В этом году начнем трехуровневую развязку в районе Планерной улицы и Приморского проспекта. Там соединяются пять дорог, с выходом на ЗСД. С точки зрения проектных решений это будет один из сложнейших узлов. Ширина виадука на Планерной увеличится вдвое. Кроме того, на всех переездах планируется сделать виадуки. На Черной речке уже идет проектирование, в этом году начнутся работы.
Давно муссируется вопрос о том, чтобы закрыть ж/д ветку, идущую к Ланской. Но пока с железнодорожниками не договорились.
Дальше будем делать путепровод в Коломягах — это связь с Выборгским районом.
– Этого достаточно?
– Нет. Реализация этих проектов займет около четырех лет. За это время мы расширим Богатырский проспект. Уже идут работы в районе Гаккелевской улицы. Наконец закончим Комендантскую площадь и т.д. Кстати, район — чемпион по количеству зарегистрированного автотранспорта. Ежедневно из него выезжают около 150 000 человек.
– Жилья у вас строится очень много, а рабочих мест нет. Не будет ли дисбаланса?
– А никто не отменял спальные районы, во многих странах так живут. Конечно, мы хотим избавиться от этого статуса. Помимо жилья возводятся гипермаркеты, офисные и торгово-развлекательные центры. Кто в них работает? Преимущественно приморцы. Любой гипермаркет — это 400-600 рабочих мест.
Мы с большим удовольствием приняли Первую мебельную фабрику. Приглашаем любые экологически чистые производства. На территории района откроются несколько автосборочных предприятий. Есть очень хороший проект — Новоорловский технопарк. Да и обслуживать построенные дома кто-то должен. Кроме того, у нас 58 школ, 67 детских садов. Конечно, полностью обеспечить население рабочими местами не выйдет, но многие смогут трудиться в пределах района.
– Как складываются отношения с застройщиками?
– По-разному. За девять с половиной лет многих очень хорошо узнал. Кстати, новых очень мало.
Были и сложности. Например, «кранопад», с которым прокуратура до сих пор разбирается. Полагаю, что другим это станет очень серьезным уроком.
Постоянно приходится чего-то требовать, настаивать. Например, в ноябре застройщик дает гарантийное письмо, что закончит объект весной. По факту работы затягиваются на все лето. Воюем по поводу прокладки инвесторами инженерных сетей. Они должны привести в порядок то, что разломали. Зачастую заявленные сроки нас не устраивают, вынуждены договариваться, чтоб работали в две-три смены.
Многое зависит от адекватности застройщика, да и человеческий фактор никто не отменял. Но тяжелее всего с государственными структурами: с ГУП «ТЭК», Комитетом по энергетике, Комитетом по строительству, с «Водоканалом». У них огромные объемы, бывает, и сроки срывают. И договориться с ними зачастую сложнее, чем с частными инвесторами.
– Вам нравится, как изменился архитектурный облик района за последние годы?
– Застройщик сейчас стал более петербуржским, что ли. Да и город диктует свои правила — не хотим мы больше пятиэтажек. Посмотрите, какую архитектуру предлагает то же «ЛенСпецСМУ»: у них есть свое проектное бюро, они одни из первых начали строить «монолит». Хотя бы названия почитайте — поэзия.
Меня удивляет бунт по поводу высотности. Я не говорю о центре города. Я, например, всех строителей, которые хотят возвести высотное здание, приглашаю к нам. Давайте сделаем Сити Приморского района. Мест для освоения более чем достаточно. У нас больше всего набережных. Лисий Нос, Горская — это же все Приморский район. Есть множество парков и других земель, которые можно использовать под спортивные и рекреационные объекты.
К сожалению, я не родился архитектором, а чертовски хотелось бы поваять. Но меня не допускают к утверждению проектов. Могу говорить только про свои ощущения. Я считаю, что район уникальный и эту уникальность надо сохранить. Есть поселки Лахта, Ольгино, Коломяги — там должно быть малоэтажное, коттеджное строительство. Там и места достаточно — но этим надо всерьез заниматься и городу, и строителям.
– Часто предложения инвесторов совпадают с мнением администрации?
– Нет. Есть несколько нехороших примеров. Когда застройщик имеет пакет документов, разрешающий строительство, а жители возражают. Есть аргументы граждан, к которым необходимо прислушаться. Например, одна из компаний возводила дом и не выполнила своих обязательств. Когда она же взялась за второй объект, жители, естественно, были против: обещали спортивную площадку, а не построили… Я во многом поддерживаю граждан, которые борются за скверы.
Хотя есть и спорные ситуации. Например, хотим построить бассейн на Мартыновской улице — благое дело, а жители категорически против. Это единственный сквер в районе. Но он попадает в зону Р2, где можно возводить спортивные сооружения. Мне вручили 800 подписей против проекта. Пока решали вопрос, нашли другое место.
– Какие строительные перспективы у района?
– Все районные территории должны застраиваться в ближайшие три—пять лет. Даже такая, как Приморская свалка, — уже выделены средства на ее ликвидацию в следующем году. Заброшенных земель, оставшихся без внимания инвесторов, нет. Например, на территории Северного завода будет фантастический комплекс. Только мостов через Черную речку задумано три. Я считаю, что там тоже могут быть высотные здания. Надеюсь, что КГА меня поддержит.
Основная жилая застройка сосредоточена в Лахте, СПЧ и Каменке. Полагаю, что акцент надо делать на создание инфраструктуры отдыха. У нас огромная береговая линия, где можно строить причалы и стоянки для катеров, яхт, возводить гостиницы, пансионаты, санатории. Есть участки, где можно создать Сити, можно возвести здание в 300 метров высотой и даже выше, и ничего оно не закроет. Мечтать ведь не вредно!
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 29(513) | 28-07-2008 | c.24