Закон с "двойным дном" Все новости
Фирмы и частные предприниматели, которые планировали арендовать помещение у КУГИ, не смогут сделать это в ближайшие месяцы. Кроме того, приостановлено оформление договоров доверительного управления, безвозмездного пользования, а также прочих контрактов, связанных с переходом «прав владения и (или) пользования» госсобственностью.
Смольный вынужден действовать в рамках нового федерального закона №108-ФЗ, вступившего в силу 2 июля. Документ с названием, не имеющим прямого отношения к рынку аренды — «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ», — коренным образом меняет сложившийся в Петербурге порядок распоряжения городским имуществом.
В самом тексте закона разобраться непросто. В число отредактированных им «отдельных законодательных актов» попал ФЗ «О защите конкуренции». В нем появилась статья 17_1 об особенностях заключения договоров «в отношении государственного и муниципального имущества».
Ее общий смысл сводится к тому, что оформлять такие контракты теперь можно только по результатам конкурсов или аукционов. Исключения предусмотрены в случаях, когда казенное добро передается на основании актов президента РФ, решений федерального правительства и судов, а также законов, устанавливающих «иной порядок распоряжения имуществом». Кроме того, из-под действия статьи 17_1 выведены земельные участки, водные объекты, леса (операции с ними регламентируют соответствующие кодексы) и недра.
Решать, в каких случаях госсобственность пойдет на аукционы, а в каких — на конкурсы, будет российское правительство. Ему же предстоит разработать порядок проведения торгов. До тех пор пока он не утвержден, аукционы следует проводить по закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», а конкурсы — в рамках ФЗ «О концессионных соглашениях».
Показательно, что столь важная для рынка государственной аренды реформа проведена как бы исподтишка. Вряд ли депутаты Госдумы всерьез вникали в «двойное дно» концессионного закона. С некоторым опозданием его смысл осознали и в петербургской администрации.
Очевидно, что у документа было сильное «антикоррупционное» лобби, а статья 17_1 сознательно припрятана среди положений о концессиях. Тем самым авторы поправок (к которым причисляют, в частности, Антимонопольную службу) добились того, что региональные власти не обратили должного внимания на законопроект, перекраивающий их полномочия.
Между тем документ уже начал действовать. На прошлой неделе с рассмотрения городской комиссии по недвижимости при КУГИ были сняты примерно три четверти вопросов, связанных с оформлением новых договоров. Такая же картина и в районах. «Сейчас мы занимаемся только передачей объектов в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также корректировкой действующих договоров аренды», — комментирует ситуацию заместитель председателя КУГИ Петр Яковлев.
На заседаниях городской и районных комиссий помещения предоставлялись целевым образом. Но если на объект находились несколько претендентов, чиновники проводили так называемые псевдоаукционы. При выборе победителя во внимание принималась не только заявленная им ставка, но и бизнес потенциального арендатора. Так что конкурсные процедуры КУГИ не чужды, но теперь придется действовать по федеральным правилам. Сколько уйдет времени на разработку документов, сказать трудно. Петр Яковлев полагает, что рынок аренды замер примерно на полгода.
Нельзя проводить и новые конкурсы на право доверительного управления. Причина та же — отсутствие нормативной базы.
«В концессию, как правило, передаются крупные и сложные объекты. Отсюда — и соответствующие требования к документам. Теперь предстоит применять их к рядовым зданиям и «встройкам». Очевидно, что процедура существенно усложнится», — констатирует г-н Яковлев. С его точки зрения, конкурсы и аукционы могут проводить сами комиссии по недвижимости. У них есть такие полномочия. В Москве, где торги за право аренды происходят уже давно, аукционы организует СГУП по продаже имущества г. Москвы (аналог петербургского Фонда имущества).
Начальной ценой «встроек» на торгах, скорее всего, станет арендная ставка, рассчитанная по массовой методике.
Вопросов чрезвычайно много. Например, как быть с действующими арендаторами, у которых договоры подлежат перезаключению? Или что будет с утвержденной весной программой целевого предоставления площадей малым предприятиям, занятым в социальной сфере? На днях КУГИ выпустит инструктивное письмо с официальной позицией комитета и рекомендациями для районных агентств.
Подробности — в следующих номерах «НП».
Анастасия Ясинская
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 27(511) | 14-07-2008 | c.5