C 1 июля прекращается действие строительных лицензий. Однако правовой вакуум, скорее всего, продлится недолго. Госдума уже рассмотрела во втором чтении поправки в Градостроительный кодекс, определяющие правила саморегулирования в строительстве.
Похожая ситуация сложилась и прошлым летом. Лицензии перестали действовать 1 июля 2007 года, а закон, продлевающий их легитимность еще на год, вступил в силу только через несколько недель. Тогда юридический казус никаких серьезных последствий на рынке не вызвал.
На прошлой неделе депутаты приняли во втором чтении законопроект председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума. Третье чтение намечено на эту неделю. В нынешней редакции выдача лицензий продлевается до 1 января 2009 года, а срок их действия — до 1 января 2010-го.
Утвержденный вариант несколько отличается от текста, предложенного к первому чтению. Например, изначально предполагались четыре типа СРО, разделенных по виду деятельности: изыскатели, проектировщики, строители и комплексные объединения, в которые могли вступить компании (или холдинги), имеющие несколько лицензий. По настоянию Минрегионразвития четвертый тип из закона исключен.
По мнению генерального директора Российского Союза строителей Михаила Викторова, это не смертельно, но не удобно и может серьезно затруднить вхождение многопрофильных компаний на рынок: «Кроме того, в некоторых регионах будет крайне сложно набрать 50 строителей, 50 проектировщиков и т.д., а комплексные СРО могли помочь в этой ситуации. Мы надеемся вернуть в закон этот пункт».
Среди положительных моментов — возвращение в проект статей, регламентирующих работу общероссийского объединения СРО. В этой организации должны состоять не менее двух третей всех российских СРО, а для региональных объединений членство будет обязательным.
В законопроекте остается некий государственный надзорный орган (скорее всего, Минрегионразвития).
Он будет вести реестр СРО и их членов, утверждать нормативные документы и типовые правила, выполнять законодательные и представительские функции. Предполагается, что некоторые из этих полномочий передадут в общероссийский союз СРО, однако механизм этой передачи весьма туманен.
«Чиновники не смогли полностью отказаться от контроля за строителями. Если мы говорим об уменьшении госаппарата и переходе на рыночное регулирование, было бы логично, чтобы СРО сами контролировали своих членов», — говорит Михаил Викторов.
Кстати, утверждение перечня видов работ, разрешения на которые будут выдавать СРО, также доверили «уполномоченному органу». Раньше предполагалось, что этим займется правительство, и тогда процесс был бы небыстрым.
Тем временем в связи с перестановками на федеральном уровне изменилась и схема регистрации СРО. Эти полномочия переданы от Росрегистрации в Мин-юст. В июне соответствующее свидетельство получило НКО «Союзпетрострой-Стандарт». Ранее Союзу в регистрации отказали (см. «НП», №17/2008).
По словам директора «Союзпетростроя» Льва Каплана, повторная регистрация заняла всего десять дней: «В Минюсте нет ни кадров, ни средств, даже бланков нет. Пока в ведомстве не появится соответствующий отдел, документы принимают в Росрегистрации. Затем надо получить подпись в управлении Минюста, зарегистрироваться в налоговой инспекции и только потом получить свидетельство. В названии нельзя упоминать производные от слова «саморегулирование», но в уставе необходимо указать, что НКО организуется в целях создания СРО».
«Союзпетрострой-Стандарт» создали 27 компаний, входящих в Союз. Этот список пополнят десять фирм, уже прошедших профессиональную сертификацию, еще четыре подали документы.
Андрей Некрасов
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 25(509) | 30-06-2008 | c.5