Ассоциация региональных банков России разработала Кодекс ответственного потребительского кредитования. Авторы предлагают всем участникам рынка присоединиться к этому проекту.
До сих пор кредиторы руководствовались общим законом «О банковской деятельности» и эпизодическими распоряжениями Центробанка. Закон «О потребительском кредитовании» много обсуждался, но так до сих пор и не принят.
В основу кодекса легли внутренние стандарты ДжиИ Мани Банка, с 2005 года действующие в 55 странах его присутствия. Идею создания такого свода правил поддержали Банк России, Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития.
Согласно кодексу кредитор обязан предоставлять заемщикам полную информацию об условиях кредитных продуктов (порой банки не обо всем сообщают вовремя, некоторые платежи «всплывают» уже в процессе подписания документов).
Договор должен быть написан шрифтом одного размера, а по просьбе заемщика — выдан для предварительного изучения.
В правилах также говорится, что кредитору следует «использовать ясное языковое изложение информации» (хорошо бы и авторы кодекса «использовали» его); рассчитывать на клиента, не обладающего знаниями в области финансов; информировать заемщика о возможных валютных рисках.
На качество обслуживания не должна влиять социальная, расовая, национальная, языковая и религиозная принадлежность клиента. Равно как и «физические недостатки, пол, семейное и финансовое положение, профессия и образование».
В системе премирования сотрудников и агентов, продающих кредитный продукт, кредитор должен учитывать, насколько полно они соблюдают принципы кодекса.
В своде правил сказано, что банк не может оформлять для заемщика дополнительные кредитные карты без его письменного согласия. Пункт очень важный: нередко банки навязчиво предлагают вкладчикам «выслать кредитку» (особенно тем, у кого на счету крупные суммы) или, например, выдать карточку «в придачу» к большой покупке в каком-нибудь гипермаркете (граждане по незнанию ее активируют, а потом платят проценты десятками тысяч рублей).
«Учитывая стремительное развитие потребительского кредитования, появление кодекса — шаг своевременный», — считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Впрочем, некоторые игроки рынка не разделяют его уверенности. «Документ запоздал на несколько лет. Рынок сейчас не настолько дремучий, чтобы вводить подобные примитивные правила игры. Многие банки работают достаточно корректно и без таких кодексов», — считает Анна Иванова, начальник отдела по связям с общественностью петербургского филиала ипотечного брокера «Фосборн Хоум».
Галина Стащак
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 17(501) | 05-05-2008 | c.10