Пешеходов зовут в подземный рай Все новости
Отныне крупные и потенциально спорные проекты в Петербурге будет рассматривать общественный градостроительный совет. Под председательством губернатора.
С помощью общественного совета власти хотят услышать не просто мнения недовольных с улицы («Это неправильно!»), а суждения уважаемых специалистов, в том числе представителей творческой интеллигенции.
Не случайно среди членов этого совета помимо архитекторов можно было увидеть директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, режиссера Александра Сокурова, бизнесменов. Как напомнила г-жа Матвиенко, «задача власти - сохранить центр Петербурга и не позволить чуждого вмешательства. Но надо найти баланс сохранения и развития».
Первой на общественный суд представили идею разместить в подземелье пл. Восстания торговый комплекс с паркингом на 632 места. Это новшество должно позволить пешеходам с удобством перемещаться, скажем, с Невского на Гончарную, попутно делая покупки в магазинчиках.
Любопытно, что власти не назвали компанию-инвестора, которая предполагает вложить в этот проект около $500 млн, выслушав лишь разработчиков - фирму «Адитум», а также авторов архитектурной и инженерной концепций. По данным открытых источников, речь идет о некоем промышленном холдинге.
Генеральный директор ООО «Адитум» Донат Булавко убежден, что фирма владеет тайным знанием, почему этот проект не удавался их предшественникам (идея живет еще с советских времен).
А именно: людей надо пригласить в подземный комплекс, пояснив, что там им будет удобнее, безопаснее, даже светлее. Его собираются оформить в «петербургском стиле», которого, по убеждению г-на Булавко, не хватает пл. Восстания.
То есть в центре комплекса установят стеклянную скульптурную стелу, устроят фонтан, спуски под землю оформят принтами зеленого цвета, что должно создавать ощущение природной зелени.
Сергей Чобан (его архитектурная мастерская разрабатывает проект наряду с мастерской «Евгений Герасимов и партнеры») уточнил, что концепция предусматривает минимум внедрения на саму площадь, основное - под землей. На третьем (нижнем) уровне разместятся паркинг и вспомогательные службы, на втором и первом - магазины, кафетерии, фуд-корты (их общая арендопригодная площадь - около 30 500 кв.м).
Как сообщил главный инженер проекта Владимир Ерошин, при сооружении котлована (на глубину 23,5 м) предполагается использовать технологию «стена в грунте». Стройку хотят вести локальными захватками и разрабатывать грунт послойно - чтобы создавать как можно меньше проблем. Геотехническое сопровождение проекта сейчас ведут петербургские и голландские специалисты.
Валентина Матвиенко выслушала лишь доклады авторов проекта и, заверив собравшихся, что мнение членов совета ей обязательно доложат, отбыла на другие встречи. Как оказалось, при общем одобрении идеи к проекту есть несколько существенных замечаний.
Так, архитектор Юрий Земцов, который прежде им занимался, отметил: для пешеходов оставлены слишком узкие проходы, что вовсе не способствует созданию комфортного пространства. И стилистика - тоже не по душе. Никита Явейн обратил внимание на то, что входные павильоны у Московского вокзала надо разместить более тактично, чтобы не заслонять исторические фасады и предусмотреть возможность выхода к стеле в центре площади.
Режиссер Александр Сокуров считает, что в этом месте логичнее было бы устроить автомобильный туннель, поскольку подземный переход транспортную проблему все равно не решит. И хотя разработчики пытались объяснить, что это невозможно, поскольку рядом проходит наклонный вход метро, он остался при своем убеждении.
Но оказалось, больше всего претензий к этому проекту у вице-губернатора Александра Вахмистрова. Он убежден, что в представленном виде комплекс не решает городских задач: паркинг слишком мал, а очередность и нереальные сроки исполнения работ (2 месяца на разработку одного участка котлована) просто изумляют!
Г-н Вахмистров напомнил проектировщикам, что любые работы, связанные с подземным циклом, отныне проходят экспертизу технического совета и идут под строгим технадзором. И от инвесторов будут требовать жестких гарантий сохранности соседних зданий. А концепцию отправили на доработку.
Плановый срок реализации проекта - 2012 год.
Елена Кузнецова
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 10(494) | 17-03-2008 | c.5