Кредит вместо эвакуатора Все новости
Столичный рынок недвижимости примеряется к ипотеке под залог гаражей. Петербургские банки пока не готовы всерьез рассматривать такой вид кредитования, хотя спрос на подобные ссуды начинает формироваться и в нашем городе.
Прорабатывать гаражную ипотеку столичные власти начали еще десять лет назад. Но из-за кризиса 1998 года программа так и осталась на бумаге. Согласно изначальной схеме заемщик должен был внести половину стоимости машиноместа, остальную сумму получал бы в кредит под залог гаража.
В качестве эксперимента в Юго-Западном округе столицы даже создали гаражно-строительную сберегательную кассу (АО "ГССК"), которой отводили роль инвестора. Накопительные счета заемщиков должен был обслуживать банк-партнер, который намеревался выкупить 49% АО "ГССК". Предполагалось, что сумма выдаваемого займа составит от $1500 до $5000, а ставка не превысит 15% годовых.
В начале декабря вопрос о "гаражной" ипотеке снова поднял московский чиновник Константин Королевский - первый зам. руководителя Департамента градо-строительной политики, развития и реконструкции Москвы. Автомобили заполонили дворы жилых кварталов практически всех крупных городов, и власти вспомнили о давних разработках.
По словам г-на Королевского, некоторые столичные банки уже готовы выдавать потребителям такие кредиты. Что это за банки и на каких условиях они будут кредитовать покупку гаражей, г-н Королевский не уточнил. Логика чиновников понятна: с придомовых территорий исчезнут хотя бы те машины, владельцы которых способны оплатить паркинг. Возможно, это подстегнет и возведение подземных и надземных многоярусных стоянок. Снизится число угонов...
Банкиры сомневаются
Аналитики считают: если заработает привлекательная ипотечная программа (с нулевым взносом, сроком до 10 лет и ставкой 12% годовых в долларах), ежемесячный платеж по кредиту за гараж стоимостью $10 000 составит примерно $134 - что вполне сопоставимо с месячной ставкой аренды гаража.
"НП" опросила игроков петербургского рынка. Специальных программ кредитования покупки гаражей у них нет. Банки остерегаются: пока гараж - весьма сомнительный предмет залога.
Формально по закону об ипотеке гараж может передаваться в залог как "строение потребительского назначения". Но есть оговорка: земля под ним должна быть в собственности заемщика, а это большая редкость. Кроме того, город активно застраивается, прокладывают новые дороги; "неугодные" гаражи могут легко снести (и несколько тысяч уже ликвидировали) - с кого банк будет требовать возмещения убытков в случае дефолта? Да и сами постройки бывают весьма сомнительного качества.
Про машиноместа в подземных гаражах новых домов и многоярусных стоянок в законе вообще ничего не сказано. И банки не желают участвовать в неясной процедуре. Покупатели квартир в таких домах, как правило, приобретают не само машиноместо, а лишь право единоличного пользования (само место относится к общей долевой собственности). Даже если покупатель берет квартиру в кредит, "приписать" к ней машиноместо (заодно получив на него ссуду) тоже невозможно.
Плюсы перевесят
Впрочем, есть в "гаражной" ипотеке и привлекательные стороны - например, небольшие размеры ссуд. "Десяток займов на несколько десятков тысяч долларов гораздо привлекательнее для инвесторов, чем один крупный заем. При всех "смутных" моментах "гаражной" ипотеки, если будет спрос - она заработает, это лишь вопрос времени (как это случилось с кредитованием земель сельхозназначения. - "НП")", - считает Андрей Пименов, руководитель петербургского офиса Город-ского ипотечного банка.
По словам брокеров Первого ипотечного агентства, такой спрос начинает формироваться. "У нас уже есть поток обращений за подобными кредитами. Сегодня мы разрабатываем "гаражную" программу с несколькими питерскими банками, но детали пока раскрывать не будем. Пройдет минимум полгода, прежде чем на рынке Петербурга появится такая схема", - рассказывает Наталья Михаилова, руководитель отдела продаж Первого ипотечного агентства.
Пока приобрести гараж в Петербурге можно с помощью потребительского кредита либо ломбардной ссуды (под залог другой недвижимости).
Галина Стащак
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 49(483) | 17-12-2007 | c.12