Роспотребнадзор предложил банкам способ предотвращения судебных конфликтов с потребителями. Чтобы защитить заемщиков, организация разработала требования к типовому кредитному договору. Банки считают, что требования некорректны и провоцируют удорожание займа.
Единая типовая форма, по мнению банкиров, не может быть использована в таком сложном виде кредитования, как ипотека: слишком много нюансов. К тому же Роспотребнадзор выдвигает несколько невыполнимых по банковским меркам условий. Например - подсудность заемщиков не по месту регистрации банка, а по месту регистрации клиента.
"Это нарушает норму Гражданского кодекса о договорной подсудности. Стороны имеют право в рамках договора определить, где будет проходить судебное разбирательство. Ответственность в любом случае несет головная кредитная организация, поэтому все спорные вопросы рассматриваются по месту ее регистрации", - говорит Лилия Иушина, директор департамента банка "Александровский".
Банки не готовы на судебные затраты, которые непременно последуют за введением нормы, предлагаемой Роспотребнадзором. Вячеслав Михайлов, директор по ипотеке петербургского филиала Альфа-банка, считает издержки бессмысленными: "Мы держим штат юристов при основном филиале, пополнять штат во всех отделениях - накладно".
Контролеры возражают: пусть судебные издержки несет банк, а не заемщик, на которого сегодня ложатся основные траты на ведение разбирательства.
В Роспотребнадзоре считают, что кредиторы обязаны зафиксировать в договоре точные сроки рассмотрения претензий от клиента, а также оперативно (в течение одного-двух дней) уведомлять заемщика о просрочке платежей. Претензии заемщика могут быть самыми разными: выслать отговорку банк может моментально, но срок реального решения проблемы будет зависеть от ситуации.
Лилия Иушина приводит пример: проблемы с правом собственности на квартиру с длинной историей перепродаж. Если титул не за-страхован, разбирательство будет долгим. Поэтому банки, учитывая все возможные повороты событий, могут разве что поставить в договоре максимальный срок решения проблем, но смысла в этом мало.
Уведомление о неплатежах, как правило, отправляется по почте. Брать на себя ответственность за работу почтовой службы кредиторы не хотят. В Альфа-банке есть платная услуга - уведомление о сроке платежа с помощью sms. Но нет гарантии обратной связи. Приняв требования Роспотребнадзора, банкиры лишатся возможности брать штрафы за просрочку.
Это поведет к удорожанию кредита и ужесточению отбора заемщиков. То есть проиграет в первую очередь клиент.
"НП" досье
Ранее Роспотребнадзор боролся в основном за отмену дополнительных комиссий по кредитам (зачастую перегибая палку - например, требовал признать незаконными взносы за страхование жизни). Организация подавала в суд на Росбанк, "Русский стандарт", "Хоум Кредит" и др. Большинство дел решалось в пользу кредиторов.
Однако Роспотребнадзор находил другие способы борьбы, обращая на провинившиеся банки внимание государственных ведомств. Он опосредованно добился отмены комиссий в "Русском стандарте" (в дальнейшем банк прекратил работу с ипотекой: стало невыгодно).
Примечательно, что в типовом договоре Роспотребнадзор не требует отмены или уменьшения комиссий - только полного указания переплаты единым читаемым размером шрифта.
Александра Никанорова
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 47(481) | 03-12-2007 | c.19