Фискалы взялись за недвижимость Все новости
Миллиард рублей недоплаченных налогов, штрафов и пеней насчитали юристы Федеральной налоговой службы одному из крупнейших игроков столичного рынка недвижимости - компании МИАН. Арбитраж подтвердил правоту налоговиков.
Штрафные санкции были применены к МИАНу в прошлом году. Компания обжаловала решение ФНС в московском арбитраже.
Схемы ухода от налогов выявлены в ходе выездной проверки. С покупателями квартир в новостройках заключались договоры инвестирования на одну из небольших компаний, учрежденных должностными лицами агентства. Собственных средств у этих фирм не было; деньги они получали от МИАНа под 0,1% годовых.
Оплата по договору производилась через покупку векселя. После достройки дома договор инвестирования расторгался. Вексель учитывался по заниженной стоимости. Фирмы-"прокладки" сдавали "нулевые" балансы или просто ликвидировались. На счета МИАНа деньги не поступали и в формировании выручки не участвовали. Таким образом, считают в ФНС, фирма уклонялась от уплаты НДС. (Хотя в договорах с покупателем суммы указывались "включая НДС".)
Юристы МИАНа ссылались на принцип "свободы договора", гарантированной Гражданским кодексом. Арбитраж отреагировал формулировкой, которую стоит процитировать: "…Суд пришел к выводу о том, что заявитель обосновывает совершение тех или иных значимых действий формальным соответствием закону.
Однако по существу в данном случае имеет место ситуация, когда ряд действий заявителя… лишь формально (по форме) соответствует закону, тогда как в своей совокупности [они] приводят к неуплате налогов, получению необоснованной налоговой выгоды".
Налоговики также представили суду факты, свидетельствующие о зависимости "вексельных" компаний от головной организации, кроме того - подробно опросили клиентов о порядке оплаты квартир. Юристы МИАНа пытались ссылаться на истекший срок давности (налоговые претензии могут предъявляться в течение 3 лет).
Арбитраж указал, что суд вправе, "не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности… учесть иные обстоятельства, в частности - проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий". Инспекторы ФНС жаловались, что МИАН не предоставлял им требуемые бумаги в полном объеме.
По нескольким эпизодам ФНС затребовала "договоры и иные документы…", не указывая, какие именно. (То есть на "срок давности" могут ссылаться только добросовестные плательщики налогов - а им зачем, собственно?)
Под занавес арбитраж согласился снять несколько копеечных (на общем фоне) претензий: МИАН разрешили зачесть в расходы затраты на оплату мобильных телефонов сотрудников, на Интернет и пр. Руководители МИАНа сообщили, что продолжат борьбу и будут обжаловать решение арбитража в следующих инстанциях.
Участники рынка отмечают, что "серые" схемы МИАНа были грубоватыми даже для столичного рынка. Однако некоторые полагают, что не в МИАНе дело - ФНС активно ищет новые источники поступления денег: очередного ЮКОСа на горизонте не видно, а план по доначислениям никто не отменял.
Применение московских фискальных "новинок" в Петербурге - вопрос времени.
По мнению президента Ассоциации риэлторов Вячеслава Семененко, уровень "цивилизованности бизнеса" в Петербурге выше, чем в столице: "Мы делаем достаточно хороший бизнес, чтобы вести дела прозрачно". Впрочем, и среди петербургских компаний встречаются всякие, признает г-н Семененко.
По данным Комиссии по правам потребителей на рынке недвижимости, до 20% сделок по приобретению квартир в петербургских новостройках проходит с применением вексельных схем. Их используют и две фирмы из первой десятки застройщиков. Юристы комиссии, не вдаваясь в оценки законности применения векселей в расчетах с жильем, отмечают, что такие сделки относятся к категории операций с повышенным риском. Рискует, конечно же, покупатель.
9 августа ФНС обратилась к россиянам с прось-бой: сообщать о схемах ухода от налогов, применяемых на рынке недвижимости.
Дмитрий Синочкин
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга" | № 31(465) | 13-08-2007 | c.5