– На рынок Петербурга вы вышли почти одновременно с другими столичными и федеральными игроками, но первый проект начали после долгой раскачки. С чем это связано?
– Первые шаги — всегда самые сложные и значимые. Очень важно встать с той ноги и не ошибиться с направлением развития. К петербургскому рынку мы пока продолжаем присматриваться, внимательно анализируем и испытываем серьезный интерес.
Мы действуем осторожно и, со стороны может показаться, медленно, хотя работа над проектом Royal Park велась довольно интенсивно. Для нас важны не масштабы, а результат. Можно бежать очень быстро и не добежать до цели. Мы понимаем, что рынок Петербурга — серьезный, профессиональный и высококонкурентный. Здесь представлены все российские гранды жилищного девелопмента. Поэтому мы выбираем проекты, которые будут успешными и смогут уверенно конкурировать. Мы скрупулезно и долго работали над концепцией, и считаю, что добились желаемого результата. Наше движение в Петербурге соответствует нашей стратегии: осторожно, внимательно, четко понимая все риски и перспективы. Сейчас ведем переговоры с собственниками других участков.
– Как идут продажи в Royal Park? Довольны ли вы их динамикой, будете ли повышать цены?
– Продажи начали год назад, на сегодня реализовано около 25% апартаментов. Это нормальный темп, учитывая класс объекта. Такие показатели нас вполне устраивают. Более того, за это время цены увеличились более чем на 15%, и мы видим потенциал для дальнейшего роста. Еще один фактор, который влияет на оценку продаж, — растущий покупательский интерес. Это выражается в числе звонков, обращений, показов, сделок. Сейчас мы завершили монолитные работы, приступили к установке инженерных систем и фасадным работам. К осени будет готова большая часть фасада, выполненного из натурального камня. Думаю, с этого времени проект вызовет дополнительный интерес. Сейчас минимальная цена апартаментов — 260 000 рублей за кв. м, средняя — 330 000 рублей.
– Какие особенности вашего первого проекта вы считаете важными, если не считать привлекательной локации?
– Самое главное — уникальные виды на воду и исторический центр никогда не уйдут и не будут закрыты с дальнейшим развитием Петербурга. В редких проектах можно гарантировать такое. Рядом с комплексом — Малая Нева, река Ждановка и Петровский пруд, внутри — собственная бухта, с другой стороны — парк, 90% апартаментов — видовые. Мы долго трудились, чтобы обеспечить не только спокойную архитектуру (легкая классика), но и такие решения, которые не выбиваются из окружающей городской среды, не портят парковые виды. Если вы обратили внимание, не со всех точек Петровского острова заметен наш комплекс, он прячется в зелени. Он аккуратно встроен в эту среду и имеет свою марину (оборудованную стоянку для яхт), она рассчитана на 40 судов. Яхт-клубы Петербурга проявляют к ней интерес. По факту наш комплекс - это своя территория, где-то она открытая, где-то закрытая, но баланс частного и общественного пространства соблюден.
– В Петербурге вслед за Москвой начал активно развиваться сегмент апартаментов. За последний год число заявленных проектов удвоилось. В чем, на ваш взгляд, причина такого бурного роста? Только в том, что на конкретных участках невозможно строить классическое жилье?
– Первая и основная причина именно в этом. Тем не менее, за 2014–2016 годы весьма активно развиваются и сервисные апартаменты, где предусмотрен широкий спектр дополнительных услуг. Такие объекты стали рассматривать как доходные дома.
– Год назад много говорили о недостатках формата апартаментов: высокие налоги, невозможность прописки, отсутствие социальной инфраструктуры. Сейчас разговоров меньше. А что происходит в Москве?
– Покупателей волнует отсутствие постоянной регистрации и высокие налоги. Регистрация важна не для всех, хотя есть временная на пять лет. На примере Москвы мы видим, что в некоторых апарт-проектах из-за меньшей кадастровой стоимости общая сумма налога также ниже.
– Каковы будут эксплуатационные расходы в Royal Park?
– Примерно на уровне 130–150 рублей за «квадрат» в месяц. Кроме того, в проекте заложены энергоэффективные технологии. Например, погодозависимая автоматика. Она сама регулирует температуру в помещениях в зависимости от температуры снаружи. Дополнительно в каждой квартире установлены терморегуляторы. Эти приборы можно подключить к системе «умного» дома, возможность ее интеграции тоже предусмотрена.
Кроме того, мы устанавливаем специальные окна Royal на основе дерево-алюминиевой конструкции. Основа — алюминиевая, со специальными термозащитными вставками, которые производят за рубежом из американского дуба. Особенность в том, что деревянные вставки устанавливают после завершения ремонта, это гарантирует сохранность поверхности. Деревянную плашку можно дополнительно тонировать.
– До валютного кризиса до 90% материалов и оборудования для объектов недвижимости высокого класса застройщики закупали за рубежом. Потом стали использовать и отечественные аналоги. А как у вас?
– Мы не экономим на этом, большинство материалов и оборудования закупаем за границей. Если приобретаем их в России, то произведенные под иностранным брендом. Из Европы привозим натуральный камень для фасада, а также некоторые материалы и оборудование для внутренних инженерных систем (за исключением вентиляции). Покупаем электрику российского производства, которая хорошо себя зарекомендовала. У нас есть система «умного» дома собственной разработки, которую мы внедряем во всех регионах присутствия. В Royal Park закладываем возможность установки такой системы, а покупатель сам решает, брать наше или использовать иностранные компоненты. На основе цифровой домофонии можно интегрировать любой элемент «умного» дома.
– Каковы планы у компании по развитию в Петербурге? Вы и дальше намерены работать только в элитном сегменте?
– Рынок Петербурга — второй в стране по денежной массе, он привлекателен для всех девелоперов. Мы начали не с элитного сегмента, а с конкретного места — Петровского острова. Почему? Потому что считаем, что новый игрок может работать в Петербурге только в том случае, если готов дать эксклюзивное предложение и уверен в своем продукте. Нам нужно было не только заявить о компании, но и реализовать успешный проект. Именно в такой логике будем двигаться в Петербурге и дальше. Масс-маркет точно не для нас, здесь тяжело противостоять местным грандам. Какой смысл конкурировать ради конкуренции, а не ради заработка?
Наш основной фокус — на городском жилье, коммерция, как правило, в качестве сопутствующей функции. Одну новую интересную площадку площадью около 10 га мы уже нашли. Пока идут переговоры. Возможно, выйдем на стройплощадку в 2019 году
– ГК«Кортрос» работает в нескольких регионах страны. Насколько комфортно заниматься строительством в Петербурге? Есть ли разница в инвестиционной привлекательности?
– Принципиальных отличий нет, так как мы работаем в рамках единого правового поля. Есть региональная специфика. В Петербурге нам комфортно. Мы не только соблюдаем градостроительные требования, но и стараемся учесть пожелания горожан, чтобы избежать общественных протестов. Мы четко понимаем, какие проблемы могут сопровождать тот или иной проект, и до противостояния не доводим.
Отказ от участка на намыве Васильевского острова? Решение прекратить развитие этого проекта было продиктовано исключительно экономическими обстоятельствами. Мы оценили рынок в целом, ситуацию на намывных территориях, предложение и спрос, вопросы, связанные с инженерным обеспечением участков. Тогда и решили отказаться.