На строительном рынке Ленинградской области вводятся новые правила застройки. Как программа «Светофор» может  сказаться  на отрасли?

Определенная логика в действиях областного правительства есть. В конце концов, власть преследует две цели. Во-первых, создание комфортной среды для жителей. Во-вторых, сохранение инвестиционно-строительной деятельности в регионе. Новые нормы застройки открыто обсуждаются со строительным сообществом.

Не менее важная деталь: изменение правил коснется только новых проектов. То, что мы знаем о предстоящих переменах заранее, позволяет нам нормально работать, а не замереть в ожидании неизвестно чего. Мы можем подготовиться, учесть изменения при разработке проектной и разрешительной документации, расчетов экономических показателей проекта.

Что принесут застройщикам жесткие ограничения по высоте в новых проектах?

При обсуждении высотности в «красной» зоне чиновники и строители пришли к общему мнению: там, где уже есть сложившая высотная застройка, принципиально понижать проекты нецелесообразно. Получим всеми нелюбимую «гребенку». Локальное увеличение до 16–18 этажей позволит создавать доминанты, мы сохраним более интересную архитектуру. Это, кстати, расширяет возможности создания более комфортной среды. Например, можно понижать высоту по мере приближения к школе или к спортивным объектам.
Ключевое ограничение — плотность застройки, которая не может увеличиваться. В принципе, 12-этажный дом — довольно комфортная для строителей единица, позволяющая легко организовать работы и уложиться в действующие нормы по плотности. Понятно, что небоскребы на областных землях, пусть и прилегающих к мегаполису, выглядят не всегда уместно. Но надо понимать, что высотки при сохранении плотности позволяют использовать меньше площади под жилую застройку, но больше под те же зеленые насаждения, общественные зоны, скверы, детские площадки и т. д.   

Насколько больно ударит по экономике проектов изменение правил выкупа властью возведенных строителями социальных объектов?

Главное, что сохраняется схема с использованием денег, которые застройщик выплатил в качестве налогов, для выкупа таких объектов. Необходимо учитывать, что нам важна не только себестоимость. Не менее значим уровень рыночных цен и спроса. Надо не просто понимать, как изменится себестоимость проекта, но и иметь возможность заранее просчитать его экономику. Считать мы более или менее научились. Безусловно, себестоимость вырастет процентов на десять. Но это не главное при принятии решения, строить или нет очередной дом или квартал.

Предсказывать развитие в ближайшие годы безумно трудно, многое зависит от макроэкономики, а она, в свою очередь, — от стоимости нефти и от политики. Мы верим в лучшее, но готовимся к худшему. Поэтому считаем, что с точки зрения цен и потребительского спроса ситуация принципиально не улучшится как минимум два года.   

Областной Градостроительный совет одобрил единый проект планировки двух участков в Аннинском сельском поселении, на одном из которых вы строите «Аннинский парк». Ваш проект расширился?

Проект "УНИСТО" начала довольно давно, но к активной стадии строительства перешли отнюдь не сразу. Накопили в том числе и опыт продаж. Поняли, что проект пользуется активным спросом. Коллеги и соседи — «СВП Групп» — оценили наш комплекс и посчитали, что выдумывать что-то принципиально другое нет смысла. Мы быстро нашли общий язык, и партнеры переуступили нам свой участок на взаимно выгодных условиях. Вначале мы здесь  рассчитывали построить примерно 95 000 кв.м. Теперь в "Аннинском парке" запланировано около 230 000 кв.м жилья. Один корпус уже введен, второй — в процессе сдачи в эксплуатацию, еще один строится. Приводим в порядок подъездную дорогу, приступаем к возведению следующего дома с пристроенным детским садиком. В этом проекте мы планируем вводить около 30 000 кв.м в год.   

Насколько интересна застройщикам территория юго-западнее Петербурга: Новоселье, Аннино, Красное Село? Может ли она стать альтернативой Мурино или Кудрово?

Рядом с Мурино и Кудрово есть метро. Это крайне важно для развития территорий. Но и Красносельское направление вполне перспективно. Нет метро, но добираться сюда на машине не только быстрее, но и проще — можно хотя бы прогнозировать, сколько это времени займет. Транспортная инфраструктура района активно развивается: уже упомянутый обход Красного Села, реконструкция Таллинского шоссе, планируемое строительство съезда на КАД. Складывается уникальная для Петербурга ситуация, когда темпы жилищного строительства на юго-западном направлении отстают от темпов развития транспортной инфраструктуры. Скорее всего, здесь не будет таких значительных объемов, как в Мурино и Новом Девяткино, но свои покупатели у проектов на этом направлении наверняка найдутся.