Какие проекты у вас сегодня в работе?
Сейчас вышли на финишную прямую с нашим флагманом – жилым комплексом «Привилегия» класса de luxe на Крестовском острове, где реализуем 110 000 кв.м одной очередью и заканчиваем строительство в третьем квартале. В портфеле компании есть еще несколько строящихся объектов и перспективные проекты в разработке. Участвуем также в тендерах крупных петербургских и московских застройщиков. В Ленинградской области возводим элитный коттеджный поселок «Атмосфера».
Какова стратегия компании в кризисных условиях?
Действительно, сейчас внутренних инвестиций становится меньше, внешних почти нет, особенно в сегменте коммерческой недвижимости. Сейчас мы реализуем собственные проекты и не зависим от внешних инвесторов. Основной бизнес ГК «Еврострой» - девелоперский, поэтому 70% всех генподрядных работ приходится на собственные стройки. Гораздо тяжелее тем, кто зависит от внешних заказчиков, когда одни замораживают работы, у других растет дебиторская задолженность перед генподрядчиком. А мы приходим на тендеры финансово независимыми. В некоторых случаях готовы выйти на стройплощадку без аванса, можем также предоставить банковскую гарантию. При определенных условиях способны выступить и соинвестором, получая в качестве оплаты квадратные метры.
Некоторые фирмы принципиально не берутся за объекты эконом-класса, считая, что выделяемых на жилье массового спроса средств недостаточно,чтобы построить нормальный дом. Согласны с этим?
Не согласен, добротно можно возвести как элитный, так и бюджетный объект. Главное здесь – на всех этапах контролировать качество. Самую дорогую итальянскую плитку можно положить криво, а хорошо уложенная белорусская или российская плитка ляжет на загляденье. Те, кто строит дома эконом-класса, увеличивают свою прибыль за счет объемов, а в элитном сегменте – за счет класса, сложности и стоимости конкретного объекта. Мы тоже строили новостройки эконом-класса, но постепенно вышли на рынок дорогой недвижимости и будем развивать именно это направление. Сейчас в работе у нас только один бюджетный проект, остальные – элитное жилье. А вообще за 20 лет работы ГК «Еврострой» возвела более 100 объектов (в том числе и собственных).
В условиях кризиса застройщики стремятся снижать цены. На какие критерии, кроме цены, нужно обращать внимание при выборе генподрядчика?
Главный критерий сегодня – финансовое благополучие компании. Если она стабильна, не имеет долгов по арбитражу, да еще банк дает гарантии, на такую фирму нужно обращать внимание в первую очередь. Средние доходы генподрядчика варьируются от 3 до 8% от себестоимости строительства. Менять генподрядчика по ходу реализации проекта (если вдруг он окажется несостоятельным) очень дорого.
Недавно я общался с коллегами, которые в нынешних условиях готовы работать даже без прибыли, чтобы только сохранить команду. Мы в таких проектах не участвуем, нам прибыль нужна. Если не будет внешних заказов, будем реализовывать свои проекты. В ближайшие три месяца в Петербурге запланированы около 20 тендеров по выбору генподрядчика. В основном, речь о жилых проектах. Будем участвовать в половине из них.
Почему конкурсы на знаковые объекты часто выигрывают иностранные фирмы? У российских компаний мало опыта или им не доверяют?
Это из разряда мифов. Как правило, в жилищном строительстве иностранцев приглашают в проект только для того, чтобы увеличить стоимость продаваемых площадей. Я глубоко убежден, что иностранная и российская компании практически ничем не отличаются друг от друга. Сам не один год проработал в австрийском концерне Strabag, сначала в московском представительстве, затем перевелся в Петербург. Потом, уже в российской компании, сотрудничал с такими известным брендами, как Aecom, Hochtief, MACE и другими, тесно общался и с турецкими подрядчиками. Могу сказать одно: они молодцы, но и стоят гораздо дороже российских. В подавляющем большинстве иностранных компаний сложностей и беспорядка не меньше и не больше, чем в российских. За последние годы российские генподрядчики, субподрядчики и поставщики уже настолько «поварились» на рынке, впитав все лучшее у иностранных фирм, что сегодня ничем не уступают заморским коллегам.