Недвижимость в Петербурге и области становится более разнообразной и требует более интенсивной и тщательной работы. Возможно, все это развивалось бы и без кризиса. Когда-то людям надоели бы стандартные коробки, жильцам захотелось бы взаимодействовать в общественном пространстве. Просто на фоне экономического спада процесс пошел гораздо быстрее.

В дискуссии девелоперов и экспертов рынка жилой недвижимости участники поделились оценками роли креативных решения в создании и продвижении жилья.

По мнению, например, Евгения Кашенцева, директора по развитию «Доверие АйТи»,

важными трендами 2016 года стали новые технологии и методы продвижения жилой недвижимости: виртуальная и адаптивная реальность, 3D-столы, голограммы. Развиваются клиентский сервис и информационная поддержка покупателей в виде личных кабинетов дольщиков. И все же 61% входящих обращений в отделы продаж теряется, 44% менеджеров не приглашают покупателя на встречу, 75% не перезванивают клиенту после встречи в офисе.

Девелоперам,считает он, надо шире использовать элементы электронной коммерции: универсальный ассортимент, полноформатные социальные сети, платежные сервисы (интернет-банкинг) и, конечно, мобильные приложения. В постпродажном обслуживании они дают возможность поддерживать репутацию, увеличивать лояльность клиентов, вести околоцелевые продажи отделки, парковочных мест. А также - исследовать и прогнозировать рынок для строительства будущих жилых комплексов.

 

Максим Жабин,  заместитель генерального директораСК «ЛенРусСтрой»:

- Все это хорошо, но как поможет продажам? Вы говорите - 44% менеджеров не приглашают покупателя, 75% менеджеров не перезванивают клиентам. Компьютер примет входящие обращения, пригласит и перезвонит?

Внедрение программных продуктов требует больших финансовых вливаний. А на практике гораздо лучше работает обычное «сарафанное радио». У нас в компании 40-50% продаж происходит благодаря ему. Некоторых клиентов я лично знаю уже 13 лет, некоторые из них купили пять-шесть квартир. Сеть «ВКонтакте» мы не перебьем никогда. Эффект от цифровой обратной связи, от электронного приема заявок на ремонт труб или проводки пропадает в один момент, если электрик или сантехник запил. Все держится только на человеческом факторе. И зачем тратиться на новое приложение для тех, кто уже и так принес в компанию деньги?

 

Ян Свояволя,  директор по маркетингу«Главстрой-СПб»:

- Реальность сегодня такова, что предложение жилья превышает спрос на 30%. Около 40% спроса приходится на недвижимость ценой до 70 000 рублей за 1 кв.м. Средняя стоимость покупки находится в диапазоне 3,5-4,5 млн рублей. Половина покупок совершается в ипотеку. Самый массовый продукт – однокомнатная квартира. Большинство покупателей закрывает базовую потребность в крыше над головой и минимальном уровне безопасности. Средний доход «нашей» семьи - около 70 000 рублей в месяц.

Считается, что закрытые дворы без автомобилей и кладовки уже входят в стандартный набор опций. Это не так. Двор может быть закрыт шлагбаумом, но забит машинами, потому что покупатель не может себе позволить даже арендовать паркинг, а не только купить его.

Из-за снижения покупательской способности средний метраж квартиры становится меньше и меньше. Мы действительно посвящаем сейчас много времени разработке оптимальной планировки, которую люди смогут себе позволить. Стремимся убрать все ненужное, сохраняя  жилую площадь. Люди получают компромиссный продукт — квартиру без прихожей, но с полноценной кухней, гостиной. Это получается, и за этим, к сожалению, будущее.

Лучше встать на точку зрения покупателя, который вписывается в ипотеку на 20 лет и понимает, что всю свою молодость он проведет в этой квартире. И продавать ему не квартиру, а место проживания как комплекс опций, в который входит квартира, а также школа, детский сад, стадион. У нас 20% обращений – по рекомендации друзей и родственников. Люди, которые поверили нашей рекламе, купили, заселились, живут и  счастливы, готовы этой эмоцией делиться. Поэтому мы развиваем все, что связано с личным кабинетом, социальными сетями. Здесь нужна не социология и модные приемы, а ежедневный мониторинг настроения и проблем жильцов, чтобы реагировать вовремя. Если застройщик или управляющая компания дает возможность жителям самоорганизовываться и воплощать свои планы, это тоже работает.   

 

Елизавета Яковлева,  руководитель маркетинга и аналитики компании «Лаборатория МЕТРОВ»:

- Квартиры-новинки - с эркером, двухуровневые небольшого метража, с высокими потолками  - сейчас продаются в первую очередь. Такие решения повышают стоимость незначительно, бюджет покупки остается невысоким. Однако люди и в небольшой квартире хотят отличаться образом жизни от других. Доля покупателей, которые желают получить нечто необычное, составляет около 25%. Мы строим не панельные коробочки, а газобетонные дома высотой три и четыре этажа, облицованные кирпичом, с некоторыми архитектурными «излишествами» и элементами, присущими настоящему загородному дому: эркерами, каминами.

Большой популярностью пользуются двухуровневые квартиры с антресолями. Площадь 60 кв.м включает антресоль глубиной 2,6 м. Высота потолка под антресолью 2,5 м, от антресоли до потолка - 2,20 м. В открытых пространствах потолки достигают 3,8 м, окна - 2,5 м в высоту с выходом на балкон. Есть изолированные комнаты без антресолей, но их можно сделать. Возможна любая организация пространства: с гардеробными,  дополнительными санузлами. Стоимость такой квартиры начинается с 3 млн рублей. Пока жилье продается в «белой базе», однако скоро мы предложим опцию по меблировке помещений в разных стилях. Во второй очереди ЖК «Шотландия» все квартиры с антресолями.

Есть архитекторы, которые предлагают нетривиальные решения, но большинство застройщиков опасаются их внедрять. На третьих этажах мы делаем квартиры с каминами, с дымоходами, это все разрешено СниПом. Камины, конечно, будут, скорее, декоративными элементами, но они функциональны, топятся дровами. Есть в линейке также квартиры с окном в ванной – мечта российской женщины.   

 

Евгений Богданов,  основатель, директор по развитию ПБ RUMPU:

- На нашем рынке много проектных компаний, которые готовы работать за любые деньги, без авансов, с разным качеством исполнения проектной документации. Тем не менее место для креатива есть всегда, и обходится он зачастую недорого. Я вообще против дорогостоящих фишек, потому что наша компания не работает в премиум-сегменте. Но вот мы сейчас на одном из проектов в Петербурге реализовали систему движения без бордюров и поребриков по закрытому двору, не заставленному машинами. Ну ничего это не стоит! Но когда вы выходите из подъезда с коляской, эти 10 см реально создают совершенно другое ощущение комфорта перемещения.

Из-за того, что площадь квартир все уменьшается, появляется очень много планировок с темными тупичками. Потому что разместить на 30 метрах нормальные, правильной формы кухню, комнату и еще санузел не получается. Знаю компанию, которая в этом тупичке предлагает организовать, по выбору покупателя, систему хранения, маленький спортзал или сауну.

Стеклянные входные группы, лифты, которые ходят с уровня земли, тоже не являются  дорогой в исполнении идеей. А когда вы видите насквозь освещенную парадную — это и безопасность, и комфорт. С одним из застройщиков мы обдумываем проект благоустройства в эконом-классе под названием «Алиса в стране чудес»: идеи для оформления входных групп, лифтовых холлов, малых архитектурных форм на участке. Такой подход возможен при наличии опыта и чутья у заказчика и таланта архитектора придумывать незатратные вещи.