Впрочем, большинство профессионалов сходится в том, что в будущем метраж квартир, площадь кухонь и прихожих, служебных зон жилья будет расти. Но сегодня для большинства покупателей жилья ключевую роль продолжают играть три показателя: цена, локация и площадь. Но все четче отмечается тенденция- большое внимание клиентов к предлагаемой  планировке квартир, отсутствие у многих покупателей желания вести после сделки перепланировку жилья. Из модных тенденций отмечены рост площади остекления квартир, панорамные окна, террасы, набирают популярность квартиры с европланировкой.
Ведущие девелоперы и эксперты рынка поделились мнениями о востребованности разных планировок на сегодняшнем рынке, рассказали о том, каких новинок стоит ожидать в будущем.

 

Светлана Денисова,

начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:

– В долгосрочной перспективе комфортность жилья будет расти. Но с каждым кризисом приходит всплеск интереса к квартирам-маломеркам, что отбрасывает рынок назад: бюджеты ограничены, риски по кредитам увеличиваются, люди боятся потерять работу. Но тяжелые времена отступают, а стремление к комфорту остается. Нередко молодая семья без детей, обладающая суммой для приобретения однокомнатной квартиры, покупает двухкомнатную с привлечением кредита. Люди понимают, что два переезда — это один пожар, и хотят решать проблемы в длительной перспективе.
Спрос хорошо реагирует на новации в плане евроквартир c просторной кухонно-столовой зоной. Такое помещение можно использовать как столовую, комнату отдыха или же зонировать пространство, отделив часть под игровую для ребенка. При этом есть и полноценная обособленная спальня. Основная покупательская аудитория — молодые люди.
Иногородние граждане предпочитают просторные квартиры: высокие потолки, удобные кухни, большие прихожие (двухкомнатная квартира — от 60 кв.мв, а трехкомнатная — от 80). Если бюджет ограничен, они, скорее, возьмут квартиру в более низком классе, чем меньшего метража.
214-ФЗ повлиял на наличие квартир со свободными планировками. Все графические материалы (в том числе поэтажные планы квартир) подаются на госрегистрацию. Переделывать трехкомнатную квартиру в «двушку» покупателю придется уже после оформления собственности. Иначе требуется вносить изменения в проект, публиковать изменения в проектной декларации и так далее — администрировать подобные изменения в масс-маркете просто нереально.
В последнее время продвигаются так называемые скандинавские планировки, когда внутри квартиры есть «ядро» в виде обычного санузла, вокруг которого формируется практически сквозной проход. Некоторые покупатели с интересом реагируют на такое предложение, от других мы слышим, что это «жизнь вокруг горшка». Вкусы у людей разные, поэтому предложения — самые широкие. Есть традиционные планировочные решения, которые тоже востребованы: большинство наших покупателей хочет спать в спальне, обедать в столовой, работать в кабинете, гостей принимать в гостиной.
Отмечу, что 15 лет назад жилье классифицировалось как квартиры «с кухней до 8 кв.м» и «с кухней свыше 8 кв.м», то есть это был рубеж менее и более комфортного жилья. Теперь кухни даже в «единичках» малой площади начинаются с 9 кв.м.

Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК «ЦДС»:

– Европланировки постепенно набирают популярность, но их доля в новостройках пока невелика. В связи с этим сложно сказать, является ли такой интерес трендом.
Наша компания на протяжении 17 лет работает над совершенствованием эффективных планировок. Они могут быть как классическими, так и евроформата. Эффективна та планировка, при которой каждое помещение можно использовать максимально функционально, где нет «пустых» квадратных метров. Когда бюджет покупки ограничен, граждане ориентированы на приобретение, скорее, небольшой и функциональной двухкомнатной квартиры, нежели просторной однокомнатной.

 

Вера Сережина, директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка холдинга RBI:

– Сегодняшняя тенденция — повышенное внимание покупателей к планировочным решениям. Клиенты, приобретающие уже не первую квартиру, больше не хотят заниматься перепланировками. Главное требование — рациональное зонирование пространства. Как следствие, растет спрос на просторные квартиры для семей с тремя-четырьмя детьми — с большим количеством спален, несколькими санузлами, с удобным пространством для общения всей семьи (обычно это кухня-гостиная). Другие актуальные тренды: просторная ванная комната, наличие гардеробной и других подсобных помещений (например, для стирки и сушки белья). Если в спальне не нужны громоздкие шкафы, а вся одежда удобно расположена в гардеробной, то комната может быть и небольшого размера, это никого не смутит.
Европланировки (в первую очередь «евродвушки») часто актуальны, если квартиру приобретают для детей, студентов 18–25 лет, в том числе приезжих. Им важна просторная кухня-гостиная, чтобы принимать гостей, а спальня может быть и небольшой.
Среди дополнительных опций в сегменте «комфорт» особое место занимают террасы. Она идет из бизнес-сегмента и пока, скорее, исключение из правил, но тем она интереснее. Например, у «Северного города» единичные варианты с террасами есть в «Доме на набережной» и в Time у Московского проспекта.

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:

– В нашем сегменте комфорт-класса классические планировки составляют примерно 90%. Покупатели хотят удобную квартиру с комнатами и кухней правильных пропорций, приближенных к квадрату или не вытянутому прямоугольнику. Такие помещения удобны для расстановки мебели и организации жилого пространства. Как правило, обычные люди (если они не относятся к творческим личностям) не готовы ломать голову над тем, как обыграть острый угол в комнате или скругленную стену.
Европланировки встречаются, но массового распространения не получили. Наши граждане покупают квартиру с прицелом на будущее, с расчетом на то, что может увеличиться семья, могут приехать гости. Поэтому ищут планировки с изолированными комнатами, пусть и небольшими.
Есть тенденция к сокращению общей площади квартир и увеличению функциональности за счет перераспределения метража полезной и вспомогательной площади. Например, растет площадь комнат и кухонь за счет сокращения коридоров и санузлов.

Ирина Онищенко, директор по продажам ГК «Эталон»:

– Наша компания всегда радовала покупателей квартирами с удобными и продуманными планировками, которые позволяют рационально использовать пространство и не вызывают вопросов при меблировке.
Чем шире линейка предложения у фирмы, тем большему числу покупателей она сможет предложить квартиру мечты. В наших жилых комплексах есть и компактные, эргономичные студии, и просторные — свыше 40 кв.м. Есть квартиры с огромными лоджиями, тянущимися вдоль комнат и кухни, а в ЖК «Самоцветы» на Васильевском острове в одном из готовых корпусов есть даже двухэтажная квартира с четырьмя террасами.

Николай Урусов, исполнительный директор СК «Красная стрела»:

– Если говорить про новостройки эконом- и комфорт-класса, то здесь по-прежнему спросом пользуются классические планировки. Покупатели ценят большие кухни-гостиные и отдельные спальни правильной формы, раздельный санузел и вместительный балкон. В идеале — еще и гардеробная.
Доля европланировок на рынке невелика: большинство застройщиков если и предлагают такие, то лишь для того, чтобы у клиентов был выбор. На мой взгляд, покупатели, скорее, ориентированы на полноценную двухкомнатную квартиру, нежели на «евродвушку», в которой, по факту, только одна спальня.
Покупатели ищут оптимальное соотношение «низкая цена — приемлемое качество». При ограниченном бюджете их не интересуют необычные планировочные решения, многие из которых просто неудобны для жизни. Например, двухуровневые квартиры плохо приспособлены для семей с маленькими детьми или домашними животными. Кровати на антресолях имеют тот же недостаток. Единственное из новинок последних лет, что постепенно внедряется в проектах комфорт-класса, — это панорамные окна. На севере, где мало солнечных дней, такое решение позволяет увеличить освещенность помещения.

Дмитрий Крутов, руководитель аналитического центра ГК «Доверие»:

– Основной тренд — оптимизация площадей, которая в разных сегментах происходит по-разному. Масс-маркет более склонен к классическим планировкам и «отсечению» лишних метров. Доля европланировок не превышает 30%. Однако в более высоких сегментах они востребованнее: клиенты готовы тратить чуть больше, но получить больше комфорта.
Наступает «эпоха покупателя», и меняться будут не только планировки, но и наполнение проектов. Минимальные требования к проектам даже в эконом-классе заметно увеличатся. Планировочные решения будут формироваться под конкретный запрос клиента. Это могут быть дополнительные помещения, которые обустраиваются с учетом потребностей покупателя. Или же квартиры-трансформеры, где отдельные зоны можно перемещать. Из более простых решений — некоторые застройщики оставляют возможность для объединения отдельных помещений или смежных квартир. Есть интерес и к свободным планировкам, однако массовому покупателю гораздо легче действовать в рамках предложенных девелопером решений.
Нестандартный и востребованный вариант — это кухни-ниши, соединенные со столовой зоной. Такой формат часто можно встретить в проектах застройщиков с иностранными корнями.
Однако, на мой взгляд, один из наиболее интересных трендов — это формирование планировочных решений с учетом логистики перемещения жильцов. В частности, уменьшаются малофункциональные зоны — сегодня редко встретишь длинные и узкие коридоры. Санузлы стараются располагать ближе к спальням, а не к прихожей или кухне.
Откровенно неудачные планировочные решения сейчас встречаются нечасто. Однако отдельные промахи могут сказаться на активности продаж. К примеру, интересный объект на севере города потерял часть потенциальных покупателей из-за балконов чуть больше квадратного метра. Иногда в не самых подходящих местах появляются вентиляционные шахты или колонны.

Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:

– В секторе недорогого жилья главное — число комнат, а площадь на втором месте. Квартира размером 70 кв.м будет более востребована в варианте с тремя отдельными комнатами. Клиенты, ориентированные на бюджетную покупку, приобретают минимально возможную площадь исходя из численности семьи. Эта площадь должна быть разделена пусть на небольшие, но отдельные помещения, чтобы у каждого было свое пространство.
Рынок, в том числе и планировочные решения, должен меняться, развиваться. Среди недавних интересных решений — квартиры-студии с двумя окнами, которые позволяют зонировать помещение, делая его более удобным. Применяются, может, не новые, но забытые варианты, когда в туалете устанавливается небольшая раковина, чтобы ванной комнатой пользовались только хозяева.

Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:

– В домах повышенной комфортности, например в комплексах бизнес-класса, предусматриваются дополнительные санузлы, большие кухни и отдельные гардеробные площадью 4–5 кв.м. Свободная планировка в сегменте «масс-маркет» и бизнес-классе уже выходит из моды. Застройщики стремятся показать покупателю варианты наполнения новой квартиры, а также выполнить чистовую отделку.
У Setl City представлен новый формат High flat — эксклюзивное жилье на последних этажах с высотой потолков 3 метра и панорамными окнами. Сегодня подобное предложение есть в двух комплексах: в «Полюстрово парк» и второй очереди «Невских парусов». Далее такое жилье появится в большинстве новых проектов.
По-прежнему весьма популярным планировочным решением является евроформат, который уже завоевал статус удобной и функциональной планировки.

Елизавета Яковлева, руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:

– Компания Navis Development Group в рамках формата «Европейские пригороды» предлагает двухуровневые квартиры, квартиры с террасой, садом, с ванной с окном. В ноябре в продажу вышли квартиры с каминами и эркерами. Клиенты все больше внимания обращают на нестандартные предложения. Многие считают квартиры «с изюминкой» более выгодными для инвестиций. Особенно если учесть, что двухуровневые квартиры можно было купить лишь в домах высокого сегмента, а сейчас они доступны по стоимости масс-маркета.
В компании Navis объем продаж квартир евроформата занимает лидирующие позиции. Продажи двухкомнатных квартир европланировок с просторной кухней-гостиной от 16 до 20 метров опережают на 50% число проданных «единичек» площадью 32 кв.м.