Некоторые московские  застройщики предложили  покупателям снять квартиру в аренду, пожить в ней какое-то время, а уже потом принять решение о приобретении. Естественно, такое предложение актуально только для новостроек с полной отделкой квартир, а лучше и меблировкой. Срок аренды может быть разным. Ряд компаний вообще заявили, что часть квартир в новостройках сразу будет предназначено для сдачи в аренду или в аренду с правом выкупа. Пока спрос на рынке жилья падает, для привлечения покупателей все средства хороши.

А некоторые застройщики Новосибирска предложили  настоящий, кратковременный тест-драйв жилья – квартиру предоставляют только на двое суток. В европейских городах есть практика и долгосрочной аренды – квартиру можно купить, прожив в ней год.

Мы расспросили петербургских специалистов рынка недвижимости, интересуясь тем,  может ли у нас прижиться подобная стратегия и и есть ли в таком подходе экономический смысл. Пока,показал опрос, петербургские застройщики предпочитают продвигать жилье проверенным методом -  организацией  шоу-румов (на фото).  

Ольга ТРОШЕВА, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:

- Шаги московских девелоперов понятны. Значительное падение спроса заставляет их генерировать все новые и новые идеи, как вновь попасть в поле зрения покупателя. В Петербурге ситуация несколько иная: рынок более активен, спрос не провалился так, как в Москве. Поэтому и застройщики не видят необходимости в дополнительных маркетинговых программах. Иными словами, Единственное исключение – рынок загородного жилья, который традиционно более уязвим в кризис. В этом сегменте, как и на столичном рынке, мы видим затяжную стагнацию. Поэтому здесь есть и предложения о сдаче в аренду коттеджей с последующим выкупом.   

Марк ЛЕРНЕР, генеральный директор компании «Петрополь»:

- Эта идея интересна лишь с маркетинговой точки зрения. Не думаю, что она широко распространится. Во-первых, к концу реализации проекта остаются далеко не самые комфортные квартиры. Во-вторых, подобная схема требует детальной проработки и выстраивания сложных бизнес-процессов, к которым не готовы 99% застройщиков. В-третьих, рынок покупателей и рынок арендаторов – разные, и они слабо пересекаются. В-четвертых, для застройщика такая схема может сильно ухудшить экономический профиль проекта, так как по сути это длительная беспроцентная рассрочка, и не каждая финансовая модель ее выдержит.   

Елена ПАЛЬЧЕВСКАЯ, директор по продажам ИСГ «МАВИС»:

- В Москве в определенных районах построенное жилье не продается из-за очень сильной конкуренции и снижения спроса. Девелоперы мотивируют покупателей тестовым проживанием в готовых меблированных квартирах, которое, кстати, подразумевает оплату коммунальных платежей и приличную арендную плату, а также сдачей квартир в долгосрочную аренду с выкупом или без него. Общим трендом подобные меры назвать нельзя. Пока мы видим, как оригинально преодолевают свои сложности две-три компании, которые рынок поставил в особенно жесткие условия. Но не исключаю, что и у нас эта практика будет применяться, если кризис затянется. Хотя большинство застройщиков предпочтут маневрировать за счет разных вариантов рассрочки и акций.

Технически реализовать спецпредложения об аренде готовых квартир непросто и невыгодно, поэтому их не внедряют без особой необходимости. В Петербурге и Ленобласти таких примеров пока не наблюдаю. В наших объектах, как правило, на момент сдачи остается не более 10 квартир на дом, которые быстро находят покупателей.   

Денис ЛОЛА, директор по маркетингу ГК «Пионер», направление «Санкт-Петербург»:

- Примеров подобных проектов из петербургской практики не помню. Скорее всего, это событийно-рекламный ход для привлечения внимания и огласки, но не рациональный. Вообще, вопросы раннего заселения, то есть заселения в арендованный фонд от застройщика, сразу после заключения ДДУ, рассматриваются. Идея в общем, не нова.

Мы уделяем особое внимание организации продажи недвижимости, перенимая международный опыт. За рубежом практически все девелоперы создают шоу-румы для своих проектов. Эту практику мы используем как в Петербурге, так и в Москве. К примеру, в жилом квартале бизнес-класса «LIFE-Приморский» организован двухуровневый шоу-рум, на первом этаже которого располагается кинозал. Здесь мы показываем презентационный фильм - настоящее сюжетное кино с актерами и спецэффектами. На втором уровне размещены прототипы квартир с отделкой, мебелью, техникой.   

Виталий ВИНОГРАДОВ, директор по маркетингу и продажам группы компаний «Лидер Групп» в Петербурге:

-Тест-драйв нового жилья — не жизнеспособная идея в реалиях российского рынка. Застройщикам невыгодно сдавать готовые квартиры в долгосрочную аренду даже в кризис, поскольку рентабельность низкая, срок окупаемости длинный, а арендные ставки падают. К тому же тестовые квартиры может ждать судьба тестовых автомобилей: за время активного использования они могут потерять «товарный вид» и ухудшить потребительские качества. В итоге застройщики будут вынуждены продавать их, как заезженные авто, по заниженным ценам.   

Игорь ОНОКОВ, гендиректор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс»:

- В Петербурге этот подход может найти применение. Наиболее уместно его опробовать в проектах вблизи КАДа. Сейчас в этих зонах возводят огромное количество жилья, которое в свое время пользовалось неплохим спросом. Весомая часть квартир была выкуплена в инвестиционных целях с возможностью сдачи в аренду. Сейчас же инвесторам их очень сложно сдать. Спрос в массовом сегменте, в том числе и на рынке аренды, немного просел. Да и сами проекты на окраине города не могут предложить достойную инфраструктуру.

То, что столичные застройщики пытаются выступить арендодателями, тоже вполне логично. Используя такой нестандартный инструмент, компании покрывают часть расходов на реализацию проекта.   

Марина АГЕЕВА, руководитель отдела продаж УК «Теорема»:

- Такие примеры были на загородном рынке, но они не получили распространения. Хотя, на мой взгляд, пожить в собственном доме перед покупкой намного важнее, чем в квартире.

В целом идея не кажется мне привлекательной, она больше похожа на крик о помощи. Все-таки застройщику придется нести дополнительные издержки. Такие действия – избыточная лояльность. Квартира – это все-таки серьезная покупка. Например, мы в прошлые выходные организовали для дольщиков проекта «Пять звезд» День дизайнера. Этого вполне достаточно.   

Екатерина ЗАПОРОЖЧЕНКО, директор по продажам УК Docklands:

- Это больше похоже на маркетинговый ход, так как сдавать на тест-драйв квартиру абсолютно невыгодно. Сразу возникает уйма вопросов: а сколько квартир в доме девелопер готов сдавать в такую аренду – три-четыре, несколько десятков, сотен? Наверняка желающих пожить даром будет предостаточно. Другой вопрос – сколько можно тестировать: неделю, месяц? Кроме затрат на отделку и меблировку застройщику придется платить налоги и «коммуналку». А «потенциальный покупатель» поживет месяц, а потом скажет, что ему не понравилось…

А вот вариант аренды с последующим выкупом - это уже интересней и сулит определенную выгоду девелоперу, особенно если он строит не на банковский кредит, а на свои деньги.

Мне рассказали про интересный опыт в Петербурге. Компания, построившая большой комплекс на Московском проспекте (возможно, это объект Л1), создала свою УК, которая консолидирует все пустующие квартиры собственников, а также непроданные варианты от застройщика и предлагает их в аренду. Дополнительно УК готова предоставить полный спектр услуг апарт-отеля.